Антропологи построили 3D-модель кисти неандертальца и выяснили, что строение их костей больше подходило для того, чтобы брать инструменты, обхватывая их сразу всей ладонью. При этом брать предметы только большим и указательным пальцем, как современные люди берут карандаш или иголку, неандертальцы все равно могли, но, вероятно, для них это было намного сложнее, сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.
Один из вопросов, интересующих современных антропологов, заключается в том, насколько вымерший вид людей — неандертальцы (Homo neanderthalensis) — был умелым по сравнению с современным человеком (Homo sapiens). Для этого изучают строение кисти: ее эволюция отражает развитие навыка использования орудий. Особенно ученых интересует большой палец, трапециевидная кость и лучевые кости, поскольку их морфология отражает межвидовые различия в частоте и сложности использования инструментов. Это, в свою очередь, может многое сказать об эволюции культуры в сообществах древних людей и неандертальцев.
Чтобы понять, как сформировалась рука современного человека, специалисты много раз анализировали, чем она отличается от руки неандертальца: так удалось выяснить, что, в целом, оба вида примерно одинаково ловкие. Однако у пальцев неандертальцев более крепкие и широкие фаланги, а конфигурация суставов указывает на то, что их руки больше приспособлены для так называемых силовых хватов — крепкого сжимающего движения, которым люди берут молоток или тянут дверную ручку. Этот хват эффективен при использовании инструментов с рукоятками, например, скребков и копий мустьерской культуры.
Однако пару лет назад немецкий палеоантрополог Фотиос Каракостис выдвинул гипотезу, согласно который места крепления мышц кисти у неандертальцев и современных людей очень похожи. Это значит, что неандертальцы были способны к точному хвату, при котором предмет берется только большим и указательным пальцем.
Эту гипотезу решили проверить Амели Бардо (Ameline Bardо) из Кентского университета и ее британские и французские коллеги. Их интересовало, как крепятся и двигаются друг относительно друга суставы костей кисти (пястные кости, трапеция, ладьевидная кость и т. д.): эти суставы считаются главным показателем подвижности большого пальца.
Антропологи сравнили кости пяти неандертальцев, пяти ранних Homo sapiens и 40 современных взрослых людей из разных регионов мира. Для каждой кости сначала построили трехмерную цифровую модель на основе данных сканирования разными методами, включая микрокомпьютерную томографию, лазерное сканирование и фотограмметрию.
Чтобы не упустить ни одной детали в сочленениях и правильно сопоставить гомологичные участки у разных видов, ученые дополнительно применили трехмерную геометрическую морфометрию. Это метод, при котором на поверхность кости наносится сетка меток, по которым потом проводится 3D-сканирование, позволяющее очень точно оценить все изгибы и неровности. Метки позволяют точно описывать интересующие ученых анатомические зоны, например, поверхности суставов, даже если на обычном 3D-снимке они не видны. Различия в строении кости посчитали статистически.
Авторы обнаружили, что суставы костей кисти у двух видов выглядят и ориентированы по-разному, что подразумевает разные повторяющиеся движения большого пальца у неандертальцев по сравнению с людьми. Сустав у основания пальца неандертальцев более плоский, с меньшей контактной поверхностью: это говорит о том, что палец находился скорее рядом с боковой стороной кисти, а не отстоял от нее.
Такая позиция предполагает регулярное использование силовых хватов, подобных тем, которые современные люди используют для удержания инструментов с ручками. У современных людей те же суставные поверхности, как правило, больше и более изогнуты, что лучше подходит для хвата объектов между подушечками указательного и большого пальца (точный хват).
Хотя морфология изученных неандертальцев лучше подходит для силовых сжимающих хватов, они все равно могли бы совершать и более точные движения пальцами, но, вероятно, сочли бы это более сложной задачей, считают авторы.
Ранее археологи нашли на неандертальской стоянке во Франции микроскопическую нитку, которая была изготовлена путем прядения. Это значит, что неандертальцы, возможно, умели прясть, а также считать как минимум до трех — нитка скручена из трех волокон.
Евгения Щербина
Жившие в XIX веке люди происходили с запада Центральной Африки
Палеогенетики проанализировали ДНК 20 человек, умерших в середине XIX века на острове Святой Елены. По всей видимости, останки принадлежали так называемым освобожденным африканцам, которые, судя по геномам, происходили из западных районов Центральной Африки. Наиболее близкие к ним популяции проживают сегодня в Габоне и Анголе. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале The American Journal of Human Genetics.