Обыкновенные вампиры используют социальное дистанцирование, чтобы замедлить распространение инфекций в колонии. Как обнаружили американские исследователи, летучие мыши, которым ввели вызывающий лихорадку липополисахарид, реже контактируют с сородичами и проводят рядом с ними меньше времени. Ранее похожие результаты уже получали в ходе экспериментов в неволе, однако на этот раз ученым удалось доказать, что аналогичное поведение характерно и для диких вампиров. Результаты работы опубликованы в статье для журнала Behavioral Ecology.
Обыкновенные вампиры (Desmodus rotundus) получили широкую известность благодаря необычным пищевым предпочтениям: эти летучие мыши питаются почти исключительно кровью крупных млекопитающих, в том числе человека. Однако ученых больше привлекает другая их черта — склонность к сложному социальному поведению. Например, вампиры делятся пищей с соседями по колонии и даже находят среди них друзей.
К сожалению, жизнь в обществе несет не только плюсы, но и минусы. Если одна особь в колонии подхватит инфекцию, велик риск, что заразятся все ее члены. Эксперименты в неволе показывают, что у вампиров есть способ уменьшить скорость распространения инфекционных болезней — заболевшая летучая мышь просто снижает активность и меньше общается с сородичами — однако до сих пор не было известно, характерно ли такое поведение для диких популяций.
Проверить это решила команда специалистов во главе с Саймоном Риппергером (Simon P Ripperger) из Университета штата Огайо. Исследователи отправились в Белиз, где отловили в около сорока самок в колонии вампиров, расположенной в дупле дерева. Для эксперимента отобрали 34 особи, которые не были беременны. Половине из них ввели липополисахарид — непатогенный антиген, который запускает врожденную иммунную реакцию, а половине — натрий-фосфатный буфер, не оказывающий никакого влияния на организм.
Затем вампиров снабдили датчиками, которые реагировали на сближение друг с другом, и отпустили. Конструкция этих устройств позволяла ученым в течение трех дней каждое утро получать данные о взаимном расположении помеченных самок, не вторгаясь в колонию. Три датчика в ходе эксперимента упали, поэтому в общей сложности в анализ включили данные от 16 «больных» вампиров и 15 их сородичей из контрольной группы.
Исследователи обнаружили, что вампиры, получившие инъекцию липополисахарида, пересекаются с меньшим количеством сородичей и проводят рядом с ними меньше времени. В течение шести часов после обработки сеть контактов «больных» летучих мышей была на четыре особи меньше, чем у их соседей по колонии. Кроме того, такие особи проводили рядом с сородичами на 25 минут меньше вампиров из контрольной группы. Если средняя летучая мышь, не прошедшая обработку липополисахаридом, находилась поблизости от других «здоровых» членов колонии пятнадцать минут в час, то «больные» и «здоровые» особи контактировали межу собой всего по десять минут в час.
Предыдущие наблюдения в неволе показывают, что вампиры, получившие инъекцию липополисахарида, становятся менее общительными: они реже вступают в контакт с сородичами и издают коммуникационные сигналы. Новое исследование доказывает, что аналогичным образом ведут себя и представители диких популяций. По мнению авторов, это указывает на адаптации, позволяющие замедлить распространение инфекций в колониях вампиров.
Рукокрылые могут передавать инфекции не только друг другу, но и людям. Предполагается, что эти млекопитающие — первоначальные хозяева или распространители вирусов, вызывающих COVID-19, лихорадку Эбола, бешенство, атипичную пневмонию (SARS), ближневосточный респираторный синдром (MERS), а также вируса Нипаха. Однако ученые утверждают, что инфекции рукокрылых изучены недостаточно хорошо, чтобы считать этих млекопитающих основным источником зоонозов — болезней, передающихся от животных к человеку.
Сергей Коленов
Лучшие снимки конкурса European Wildlife Photographer of the Year 2025
24 октября German Society for Nature Photography (GDT) объявило победителей ежегодного конкурса European Wildlife Photographer of the Year, который существует уже четверть века. На этот раз жюри отметило 107 работ в восьми категориях и четырех специальных номинациях. Посмотрите на лучшие снимки этого года.