Чилийские нейробиологи доказали, что обучение игре на музыкальных инструментах улучшает внимание и память у детей. Музыкально натренированный детский мозг более активен в областях, которые связаны со слуховым кодированием информации, контролем внимания и исполнительными функциями. Все эти функции напрямую связаны улучшенным навыком чтения, повышенной психологической устойчивостью, креативностью и лучшим качеством жизни в целом. Результаты исследования представлены в журнале Frontiers in Neuroscience.
Влияние музыки на организм человека изучается очень широко — профессиональное занятие музыкой изменяет функциональное состояние центральной нервной системы, влияет на когнитивную деятельность человека, улучшает показатели памяти, творческую активность. Доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводить к снижению заболеваемости и улучшать обмен веществ. Музыкальное образование помогает детям лучше учиться, дает отсроченное преимущество для здоровья уже пожилых людей и пользу для сохранения когнитивных навыков в преклонном возрасте
Для специфического слухового механизма кодирования информации наиболее активны следующие участки мозга: нижняя лобная извилина и супрамаргинальная извилина передней и центральной части головного мозга, а также структуры так называемой «фонологической петли» (phonological loop). Фонологическая петля — это система рабочей памяти, которая участвует в слуховой обработке, формировании слухомоторных связей, а также в тональной и вербальной слуховой рабочей памяти. К структурам, которые участвуют в механизме общего внимания и оперативной памяти, относят довольно обширные лобно-теменные области мозга, ответственные за исполнительные функции, целенаправленные действия и сложные когнитивные задачи.
Команда под руководством скрипачки и нейробиолога Папского католического университета Чили доктора Леони Каузель (Leonie Kausel) продемонстрировала, что у детей, которые регулярно занимаются игрой на музыкальных инструментах обе нейронные структуры — как специфического слухового, так и общего внимания — более активны. И именно это, по-видимому, сказывается на улучшении когнитивных навыков «музыкальных» детей.
Ученые проверили уровень внимания и оперативную память 40 чилийских детей в возрасте от 10 до 13 лет. 20 из них регулярно занимались игрой на каком-либо музыкальном инструменте как минимум два года, посвящали этому занятию не менее двух часов в неделю, а также играли в оркестре или ансамбле. Другая половина детей не имела никакого музыкального образования. Внимание и рабочая память испытуемых оценивалась с помощью фиксации небольших изменений кровотока в головном мозге методом функциональной магнитной томографии (фМРТ). При этом во время испытания дети должны были выполнять заранее разработанное бимодальное (то есть использующее два сенсорных канала обработки информации, зрительного и слухового) задание на выявление уровня внимания и качество оперативной памяти.
В течение 4 секунд (фаза кодирования информации) детям показывали картинку в виде абстрактной фигуры и одновременно предъявляли короткий звуковой фрагмент. В серии заданий участникам предлагалось сосредоточиться либо на изображении, либо на звучащей музыке, либо вообще не стараться фиксировать свое внимание на предъявляемых стимулах. Через две секунды после этого дети должны были вспомнить, что они видели и слышали (фаза извлечения из памяти). В задании измерялась точность ответов и время реакции. Причем, чтобы определить активность, связанную с произвольным вниманием, ученые вычитали данные томографии, полученные при пассивных испытаниях (когда дети не фиксировали свое внимание ни на одном из стимулов) из данных, которые были получены при активной работе (то есть, когда дети старались запомнить стимул). Эта процедура позволила выявить области мозга, связанные с произвольным вниманием и запоминанием, которые активны на фазе кодирования информации.
Эксперимент не показал разницы во времени реакции учеников из разных групп, однако музыкально тренированные дети значительно лучше справлялись с задачей на запоминание. Главный вывод авторов статьи заключается в том, что, по-видимому у детей, обученных музыке, при решении задачи на память и внимание одновременно задействованы два различных механизма обработки сигнала: механизм общего внимания (domain-general mechanism), а также механизм специфического слухового кодирования информации памяти (domain-specific auditory encoding mechanisms). Благодаря значительно развитости второго, специфического механизма у «музыкальных» детей, их мозг включает кросс-модальные механизмы обработки сенсорной информации, и это благотворным образом влияет на механизмы общего внимания и запоминания. Эксперимент продемонстрировал, что у детей с музыкальным образованием действительно лучше функционируют оба механизма. Под «механизмом» в данном случае исследователи подразумевают работу конкретных нейронных сетей, вовлеченных в процесс обработки сенсорных сигналов.
В своих последующих экспериментах ученые планируют установить точную причинно-следственную связь музыкального образования с улучшенной работой памяти и контролем внимания. Они также надеются оценить возможность применения музыкальной терапии к детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Исследования о влиянии музыка на человеческий организм невероятно обширны. Например, ранее мы писали о том, что музыкальное образование увеличивает активность зеркальных нейронов и делает людей более эмоционально восприимчивыми. Также вы можете узнать о том, как музыка изменяет вкусовые предпочтения, или помогает студентам лучше запоминать информацию перед сдачей экзамена. Кроме того, здесь вы можете прочитать о музыкальной терапии, которая помогает унять боль и тревожность у хирургических пациентов.