Группа американских и датских ученых выяснила, что активность зон мозга, которые содержать зеркальные нейроны, при наблюдении за исполнением музыки зависит от того, насколько хорошо наблюдатель разбирается в технике игры. Зеркальные нейроны при наблюдении за игрой на фортепиано у музыкантов активируются сильнее, чем у людей без навыков игры на музыкальных инструментах. Статья опубликована в июльском номере журнала Brain & Cognition и доступна на сайте Science Direct.
Зеркальные нейроны — это особый вид нейронов, которые активируются и при выполнении действия, и при наблюдении за его выполнением кем-то другим. Первоначально они были обнаружены в премоторной коре головного мозга обезьян. У человека активность зеркальных нейронов чаще всего ассоциируется с верхней лобной извилиной, верхней височной извилиной и различными зонами моторной коры. Механизм и особенности такого вида активации все еще до конца не изучены.
Эксперимент был проведен при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) — метода нейровизуализации, который позволяет проследить за активностью отдельных зон головного мозга при выполнении какого-либо задания. В исследовании приняли участие две группы людей: четыре профессиональных музыканта и четыре человека, не умеющих играть на музыкальных инструментах.
Во время съемки фМРТ испытуемым показывали короткие видеофрагменты, на которых пианисты играли отрывки произведений для фортепиано, причем участники эксперимента слышали музыку, исполняемую в кадре. Для того чтобы внешность пианистов (например, черты лица, пол, возраст, цвет волос, одежды и так далее) не повлияли на результаты активации, движения исполнителей были записаны c помощью технологии захвата движения, и в при демонстрации видео использовались только условные человекообразные фигуры.
Результаты эксперимента показали, что активация зеркальных нейронов в дополнительной моторной коре, соматосенсорной зоне и средней височной извилине у профессиональных музыкантов была выше (p < 0.01), чем у не умеющих играть на музыкальных инструментах.
Видео делились на два типа: в одних пианисты в кадре должны были играть по нотам с максимальной точностью («правильный» режим), в других — просто играть, получая удовольствие от процесса (режим «наслаждения»). Ученые выяснили, что активация зеркальных нейронов у участников эксперимента из числа музыкантов оказалась выше при просмотре видео игры в режиме «наслаждения». Они объяснили это тем, что эмоциональная игра на музыкальном инструменте требует большего количества моторных движений, а наблюдение за ней ведет наблюдателя к более яркому представлению того, как сыграл бы он сам.
Малое количество испытуемых — четыре профессиональных пианиста и четыре обычных человека — было обусловлено тем, что для исследования требовались музыканты с высоким уровнем профессиональной подготовки. Ученые отмечают, что для того, чтобы получить более репрезентативные результаты подобного эксперимента, нужно увеличить выборку испытуемых, а также проверить гипотезу на музыкантах, играющих на других инструментах.
Ранее уже проводились
по изучению активации зеркальных нейронов у музыкантов при прослушивании музыки. О том, как отличается эмоциональная восприимчивость музыкантов и не музыкантов в ответ на аудио- и видео-стимулы, вы можете узнать из нашего
.
Елизавета Ивтушок
Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи
Исследовательницы из Великобритании изучили, насколько хорошо люди понимают жесты других гоминид. Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Исследование опубликовано в PLOS Biology. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало, что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Исследовательницы из Лаборатории диких умов (Wild Minds Lab) Сент-Эндрюсского Университета Кирсти Грэхэм (Kirsty Graham) и Кэтрин Хобейтер (Catherine Hobaiter) с помощью компьютерной игры проверили, как люди понимают самые распространенные жесты шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео (неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза) — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства (13 штук) жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное (более частое) и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» (на видео обезьяна чешет себе бок) используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» (на видео обезьяна трясет ветви деревьев) — как для груминга, так и для совокупления. https://youtu.be/PWujWiRNV-A Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary, там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру, где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются (игра на английском). Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием (тогда процент был бы около 25). Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи. Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.