Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Дети гомосексуальных нидерландских пар оказались успешнее сверстников

Friends / NBC, 1994–2004

Нидерландские дети, воспитанные гомосексуальными парами, учатся лучше сверстников, воспитанных гетеросексуальными парами. К такому выводу пришли ученые из Лёвенского католического университета, которые проанализировали оценки более 1,2 миллиона 12-летних детей, из которых 2,9 тысячи воспитывали однополые пары. Причина такой связи, по мнению исследователей, в лучших социоэкономических условиях, которые гомосексуальные родители предоставляют своим детям. Статья опубликована в журнале American Sociological Review

Граждане, выступающие против усыновления однополыми парами или попросту неподдерживающие его, есть во всех странах — независимо от политики относительно секс-меньшинств. Поэтому однополые семьи с детьми остаются стигматизированы, во многом — из-за мнения, что дети, растущие без отца или матери, могут уступать своим сверстникам в развитии или психическом здоровье (хотя исследователи уже много раз показывали, что это не так).

Дени Мацрекай (Deni Mazrekaj) из Лёвенского католического университета вместе с коллегами решили подробнее изучить развитие детей в однополых парах и их сверстников из гетеросексуальных семей. Ученые сосредоточились на Нидерландах, которые 1 апреля 2001 года стали первой страной, официально разрешающей однополые браки; тогда же гомосексуальным парам страны официально разрешили усыновлять детей. Согласно данным, полученным в 2017 году, граждане Нидерландов также спокойнее всех европейцев относятся к усыновлению детей в однополых отношениях: из всех опрошенных граждан 86 процентов частично или полностью поддерживают право секс-меньшинств на усыновление.

Исследователи собрали данные о чуть более 1,2 миллиона голландских детей, рожденных с 1998 по 2007 год, из которых 0,25 процента (2971 ребенок) воспитывались однополой парой. Для каждого ребенка были доступны данные об успеваемости: ученые использовали результаты стандартизированных школьных тестов, пройденных в 12-летнем возрасте. При анализе исследователи также учли годовой доход, образование и возраст родителей, а также то, состоят ли они в браке, и сколько в семье было детей.

Оказалось, что в 12-летнем возрасте оценки детей, которых воспитывали гомосексуальные пары, были на 0,139 стандартных отклонения выше, чем у сверстников (p < 0,001). С учетом социоэкономического статуса разница становилась меньше (дети из однополых семей получали оценки выше на 0,054 стандартных отклонения), но оставалась статистически значимой (p < 0,01). Разница также сохранялась при учете того, жили ли дети с родителями с рождения (хотя оценки таких детей были выше), состояли ли гомосексуальные родители в браке и был ли ребенок усыновлен из другой страны.

Кроме того, ученые также оценили связь между воспитанием детей однополыми родителями и получением детьми дипломов о среднем образовании: оказалось, что для детей из гомосексуальных семей вероятность получить диплом на 4,8 процента выше, чем для сверстников.

Таким образом, нидерландские дети, которых воспитывают однополые пары, в действительности учатся лучше своих сверстников из гетеросексуальных семей. По мнению авторов, наиболее вероятное объяснение — социоэкономические факторы. Чтобы однополая пара могла усыновить ребенка или воспользоваться услугами суррогатной матери, нужен определенный достаток, а от достатка, в свою очередь, напрямую зависит и образование ребенка. Тем не менее, даже с учетом социоэкономических факторов, оценки детей из однополых семей все равно оказываются выше.

А сами гомосексуальные пары в отношениях счастливы примерно так же, как и гетеросексуальные — по крайней мере, это показали результаты опроса, проведенные в Великобритании и Австралии три года назад.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.