Нидерландские дети, воспитанные гомосексуальными парами, учатся лучше сверстников, воспитанных гетеросексуальными парами. К такому выводу пришли ученые из Лёвенского католического университета, которые проанализировали оценки более 1,2 миллиона 12-летних детей, из которых 2,9 тысячи воспитывали однополые пары. Причина такой связи, по мнению исследователей, в лучших социоэкономических условиях, которые гомосексуальные родители предоставляют своим детям. Статья опубликована в журнале American Sociological Review.
Граждане, выступающие против усыновления однополыми парами или попросту неподдерживающие его, есть во всех странах — независимо от политики относительно секс-меньшинств. Поэтому однополые семьи с детьми остаются стигматизированы, во многом — из-за мнения, что дети, растущие без отца или матери, могут уступать своим сверстникам в развитии или психическом здоровье (хотя исследователи уже много раз показывали, что это не так).
Дени Мацрекай (Deni Mazrekaj) из Лёвенского католического университета вместе с коллегами решили подробнее изучить развитие детей в однополых парах и их сверстников из гетеросексуальных семей. Ученые сосредоточились на Нидерландах, которые 1 апреля 2001 года стали первой страной, официально разрешающей однополые браки; тогда же гомосексуальным парам страны официально разрешили усыновлять детей. Согласно данным, полученным в 2017 году, граждане Нидерландов также спокойнее всех европейцев относятся к усыновлению детей в однополых отношениях: из всех опрошенных граждан 86 процентов частично или полностью поддерживают право секс-меньшинств на усыновление.
Исследователи собрали данные о чуть более 1,2 миллиона голландских детей, рожденных с 1998 по 2007 год, из которых 0,25 процента (2971 ребенок) воспитывались однополой парой. Для каждого ребенка были доступны данные об успеваемости: ученые использовали результаты стандартизированных школьных тестов, пройденных в 12-летнем возрасте. При анализе исследователи также учли годовой доход, образование и возраст родителей, а также то, состоят ли они в браке, и сколько в семье было детей.
Оказалось, что в 12-летнем возрасте оценки детей, которых воспитывали гомосексуальные пары, были на 0,139 стандартных отклонения выше, чем у сверстников (p < 0,001). С учетом социоэкономического статуса разница становилась меньше (дети из однополых семей получали оценки выше на 0,054 стандартных отклонения), но оставалась статистически значимой (p < 0,01). Разница также сохранялась при учете того, жили ли дети с родителями с рождения (хотя оценки таких детей были выше), состояли ли гомосексуальные родители в браке и был ли ребенок усыновлен из другой страны.
Кроме того, ученые также оценили связь между воспитанием детей однополыми родителями и получением детьми дипломов о среднем образовании: оказалось, что для детей из гомосексуальных семей вероятность получить диплом на 4,8 процента выше, чем для сверстников.
Таким образом, нидерландские дети, которых воспитывают однополые пары, в действительности учатся лучше своих сверстников из гетеросексуальных семей. По мнению авторов, наиболее вероятное объяснение — социоэкономические факторы. Чтобы однополая пара могла усыновить ребенка или воспользоваться услугами суррогатной матери, нужен определенный достаток, а от достатка, в свою очередь, напрямую зависит и образование ребенка. Тем не менее, даже с учетом социоэкономических факторов, оценки детей из однополых семей все равно оказываются выше.
А сами гомосексуальные пары в отношениях счастливы примерно так же, как и гетеросексуальные — по крайней мере, это показали результаты опроса, проведенные в Великобритании и Австралии три года назад.
Елизавета Ивтушок
До чего дошли системы предсказания преступлений — и за что их критикуют
Не так давно в Чикаго полицейская система предиктивной аналитики посчитала, что Роберт Макдэниел вскоре станет участником перестрелки. За ним было установлено наблюдение: патрульные стали захаживать в магазинчик, где он работал, навещать Макдэниела дома. В конце концов преступление действительно произошло. На Роберта совершили покушение местные бандиты, которые сочли, что раз полицейские стали проявлять к нему такое внимание, но до сих пор не арестовали, то он работает на них. Мы не знаем наверняка, происходили ли события именно таким образом, ведь эта история стала известна журналистам исключительно со слов самого Макдэниела, но предиктивные системы аналитики уже прочно вошли в быт американских правоприменителей. Последовать примеру США хотят их коллеги и в других странах. Младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Дмитрий Серебренников рассказывает, что известно об устройстве этих систем — и какие возражения есть у специалистов к правосудию из черного ящика.