Ученые из Венгрии и Мексики выяснили, что зрительная кора собачьего мозга не может отличить затылок от лица как людей, так и других собак. Для этого они провели фМРТ-исследование с участием 20 собак и 30 добровольцев-людей: несмотря на то, что зрительная кора собачьего мозга могла распознать других собак и отличить их от человека, специфичная для распознавания лиц активность наблюдалась только в зрительной коре человека. Статья опубликована в The Journal of Neuroscience.
Многие виды домашних животных умеют распознавать человека — этому, по всей видимости, поспособствовал длительный процесс одомашнивания и совместного проживания. Интересно, что некоторые животные для этого, подобно человеку, пользуются зрением: так, распознавать отдельных людей могут овцы, свиньи способны отличить лицо от затылка, а вот козы грустному лицу человека предпочитают счастливое (распознавать и запоминать человеческие эмоции также могут лошади).
При этом понятно, что распознавание лица человека и лиц сородичей у животных должно отличаться — в том числе и на уровне работы головного мозга. Ученые под руководством Аттилы Андича (Attila Andics) из Будапештского университета и его коллеги решили изучить это на примере домашних собак. Вместе с мексиканскими коллегами они провели два отдельных фМРТ-эксперимента: один — с участием 20 собак, живущих с людьми, и один — с участием 30 здоровых людей. Все собаки ранее уже принимали участие в подобных исследованиях и были обучены сидеть в сканере смирно — без использования седативных препаратов или сдерживающих ремней.
Задание для людей и собак было одинаковым: во время сканирования участникам необходимо было рассматривать ролики с изображением лиц и затылков незнакомых людей и собак. Полученную активность затылочных долей (в них находится зрительная кора) затем повоксельно сравнивали друг с другом в зависимости от условия: так, например, активность мозга людей при просмотре затылка сравнивали с активностью, полученной при наблюдении за лицом, и ту же активность затем сравнивали у собак.
В отличие от человеческого мозга, который мог отличить лицо от затылка, а собаку — от человека, мозг собак мог отличить только один вид от другого. При виде сородичей активность средней супрасильвиевой извилины в их зрительной коре была значительно выше, чем при виде людей (p < 0,005). Также, в отличие от людей, собаки не могли отличить затылок от лица — активность в ответ на демонстрацию и той, и другой части головы у них не отличалась.
Авторы заключили, что зрительная кора мозга собак может распознать сородичей и отличить их от представителей другого вида — и в этом она похожа на человеческую. При этом в их мозге не оказалось специального отдела, который бы отвечал за распознавание лиц — как человеческих, так и собачьих — несмотря на то, что это было показано ранее: в отличие от мозга человека, отделы зрительной коры мозга собак не настроены на специфичное распознавание лиц и, по всей видимости, других частей головы.
Андич и его коллеги из Будапештского университета исследуют работу мозга собак уже очень давно. Например, этим летом они выяснили, что обработка речи у собак по иерархии похожа на человеческую.
Елизавета Ивтушок