У собак нашли ответственную за распознавание лиц область мозга

Группа нейрофизиологов из Университета Эмори обнаружила, что у собак за распознавание лиц людей и морд других псов отвечает особая область головного мозга, схожая с таковой у высших приматов и людей. При этом способность распознавать лица людей является врожденной, а не выученной, как считалось ранее. Результаты работы опубликованы в журнале PeerJ.

Исследователи из проекта по комплексному изучению поведения и высшей нервной деятельности собак Dog Project натренировали восемь псов неподвижно сидеть в ходе экспериментов внутри магнитно-резонансного томографа без фиксаторов или введения седативных препаратов. Благодаря этому нейрофизиологам удалось установить множество новых сведений о функционировании мозга собак, в частности было обнаружено, что «центром вознаграждения» у них является хвостатое ядро. Однако в исследованиях восприятия ученые столкнулись с еще одной трудностью – собаки не могут долго смотреть на двумерные изображения. Благодаря дополнительной тренировке шестерых псов удалось приучить смотреть на экран в течение 30 секунд, а еще двух собак пришлось отсеять.

Не смотря на столь малую выборку, нейрофизиологи получили достаточно согласованные данные экспериментов. Собакам предъявлялись фотографии и видеозаписи с изображениями лиц людей и посторонними предметами. У всех экспериментальных животных был зафиксирован значительный рост активности в ассоциативных зонах височных долей коры головного мозга при демонстрации видео с лицами людей. В то же время при показе любых других предметов повышенная активность там не наблюдалась.

Во второй серии экспериментов исследователи добавили дополнительные стимулы - ролики и фотографии морд других собак. Мозг подопытных псов отреагировал равным увеличением активности как на человеческие лица, так и на видео с собаками, при этом повышенная активность при показе посторонних объектов также не наблюдалась. Локализована она вновь была в тех же зонах височной области. В первичной зрительной коре в затылочных долях собак каких-либо особых реакций отмечено не было, так же как и в участвующем в мотивационных процессах хвостатом ядре.

Исходя из этого ученые сделали вывод, что за распознавание лиц людей и морд других псов у собак отвечает одна общая зона, и располагается она в мозге примерно там же, где у всех высших приматов. Если бы способность опознавать человеческие лица была выученной, например, из-за ассоциации тех или иных лиц с кормлением, то у собак наблюдалась бы активность в «центре вознаграждения», однако во всех случаях она отсутствовала.

Существует распространенная, хотя и оспариваемая теория, что у людей и высших приматов в височной доле коры находятся центры одной из двух систем зрительного восприятия (условно называемой «Что»), которая отвечает за процессы распознавания и связана с долговременной памятью. Открытие в височной коре специфических нейронов-детекторов, реагирующих только на определенные лица, а также нейронов в миндалине, активизирующихся в ответ на конкретные эмоциональные выражения лиц, заставили ученых предположить наличие в системе «Что» подсистемы «Кто», играющей важную роль в социальном поведении.