Препарат метформин, применяемый для снижения сахара в крови при диабете второго типа, может снизить риск развития деменции в пожилом возрасте. Это выяснили австралийские ученые: среди участников их исследования с диабетом деменцию диагностировали в пять раз реже тем, кто принимал метформин. На обнаруженную связь не влияли побочные переменные (включая генотип, обеспечивающий дополнительный риск развития деменции), но для точных выводов и понимания механизма необходимо проводить дополнительные исследования, пишут ученые в журнале Diabetes Care.
Диабет второго типа часто связывают с ускоренным процессом нейродегенерации: исследования показывают, что у людей с этим заболеванием выше риск развития болезни Альцгеймера и деменции вне ее. В особенности велик риск развития сосудистой деменции — она напрямую связана с дисфункцией мозгового кровотока.
Пациенты с диабетом второго типа, таким образом, находятся в особой группе риска — и профилактику нейродегенерации им лучше начинать как можно раньше. В этом может помочь один из самых популярных препаратов для снижения сахара в крови — метформин: помимо своей основной функции он (в сочетании с препаратами от давления) обладает противораковым эффектом, а также восстанавливает стволовые клетки в головном мозге (правда, конкретно это действие ослабляется тестостероном).
При этом данных, которые бы подтвердили пользу метформина в профилактике деменции (в особенности — на популяции), все еще недостаточно. Кэтрин Самарас (Katherine Samaras) из Университета Нового Южного Уэльса и ее коллеги решили дополнить имеющиеся данные результатами многолетнего исследования памяти и старения, которое проходит в Сиднее с 2005 года: в нем принимают участие 1037 человек в возрасте от 70 до 90 лет.
Участников, ни у кого из которых в начале исследования не было деменции и других диагностированных нейродегенеративных заболеваний, опрашивали и осматривали каждые два года; кроме того, каждый из них проходил тесты для оценки скорости когнитивного спада. Для каждого из участников были доступны данные о поле, возрасте, индексе массы тела, хронических заболеваниях (например, проблемах с сердцем и сосудами), курении, потреблении алкоголя и наличии варианта гена APOE, который связан с повышенным риском развития деменции.
Из всех участников диабет на начальной стадии исследования диагностировали у 123 человек: чуть больше половины (67 участников) из них принимали метформин. У участников с диабетом, которые не принимали метформин, деменцию в течение всего времени наблюдений диагностировали значительно (примерно в пять раз) чаще (p = 0,05), чем у тех, кто препарат принимал; также принимавшие метформин пациенты лучше проходили когнитивные тесты. Эта зависимость не объяснялась побочными переменными — полом, возрастом, генотипом и аспектами образа жизни и здоровья участников.
Авторы, таким образом, показали, что метформин в действительности может снижать риск развития деменции у пожилых пациентов с диабетом. В ближайшее время они также собираются начать долговременное рандомизированное исследование, с помощью которого связь можно будет установить точнее (а также, возможно, оценить и ее причинность).
Кроме того, остается непонятным, как именно метформин помогает сохранить ясность ума. Вероятно, дело может быть в восстановительном эффекте для клеток: исследования показывают, что препарат активирует клетки-предшественницы, что может помочь в восстановлении работы мозга.
В прошлом году с помощью метформина и гормональных препаратов ученым удалось улучшить работу тимуса (органа, который отвечает за производство и работу T-лимфоцитов), а вместе с этим — впервые снизить биологический возраст человека.
Елизавета Ивтушок
Констатируйте смерть по методикам столетней давности
Сегодня перед констатацией смерти надо проверить три признака — дышит ли человек, в сознании ли он и бьется ли его сердце. Если ни один из пунктов не подтвердился, врачи начинают реанимационные мероприятия. Медики пытаются вернуть жизнь в течение получаса, и только после этого фиксируют биологическую (необратимую) смерть. Чтобы удостовериться в вердикте, ждут появления ранних трупных изменений — мертвое тело начинает остывать, высыхать, на нем появляются трупные пятна. Но сто лет назад не было ни стандартных протоколов, ни четких правил по поводу того, кого считать живым. Поэтому врачи в поисках надежного доказательства смерти успели придумать много довольно удивительных способов. Теперь истории о них кочуют из одного пособия для медиков в другое. Проверьте, смогли бы вы отличить по этим методикам живого человека от мертвеца и стать гениальным танатологом начала двадцатого века.