Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

«Хаббл» увидел новый шторм на Юпитере

NASA, ESA, STScI, A. Simon (Goddard Space Flight Center), M.H. Wong (University of California, Berkeley), and the OPAL team

Космический телескоп «Хаббл» получил новые изображения самой большой планеты в Солнечной системе. Снимки Юпитера были сделаны в рамках программы OPAL, на них заметны недавно появившийся шторм, слои углеводородной дымки и сменившее окраску «младшее Красное пятно», сообщается на сайте NASA.

Программа OPAL (Outer Planet Atmospheres Legacy) была начата в 2014 году, в ходе нее космический телескоп «Хаббл» ведет долговременные наблюдения за газовыми и ледяными гигантами Солнечной системы, каждый год получая глобальные изображения планет на разных длинах волн. Это позволяет понять, как смена сезонов влияет на процессы в атмосферах внешних планет или как возникают и эволюционируют вихри и штормы, а также точнее интерпретировать данные межпланетных станций, работающих вблизи планет.

25 августа 2020 года «Хаббл» получил новые изображения Юпитера в ультрафиолетовом, видимом и ближнем инфракрасном диапазонах волн, что позволяет исследовать облака на разных высотах. Помимо знаменитого антициклона Большое Красное Пятно, который считается самым крупным атмосферным вихрем в Солнечной системе и наблюдается уже двести лет, на снимках можно заметить новый яркий, белый, протяженный шторм, который появился 18 августа в северном полушарии планеты и движется со скоростью 560 километров в час. В хвосте шторма видны высотные структуры, которые поглощают ультрафиолетовое излучение подобно центральной области Пятна, что, по мнению исследователей, может говорить о длительном времени жизни шторма. В районе экватора планеты заметно обилие оранжевой углеводородной дымки.

Еще одно явление, зафиксированное телескопом, — смена окраски Овала BA, который астрономы называют «младшим Красным пятном». Этот вихрь, находящийся под своим крупным собратом и образовавшийся в ходе слияния трех штормов в 2000 году, изначально был белым, однако к 2006 году приобрел красноватую окраску. На протяжении последних нескольких лет вихрь постепенно бледнел, однако теперь центральная часть Овала BA потемнела, что может говорить о возвращении к красноватому оттенку.

Ранее «Хаббл» в рамках программы OPAL получил новые снимки Урана и Нептуна, на которых видны шторма и слои облаков на ледяных гигантах.