Китайский экспериментальный космический корабль выпустил спутник перед посадкой

Незадолго до посадки экспериментального китайского космического корабля от него отделился спутник, передающий радиосигналы, сообщает радиолюбитель Дмитрий Пашков. Ранее китайские власти объявили о самих запуске и посадке, не уточнив тип аппарата, но астрономы сопоставили известные данные, и предполагают, что Китай испытал на орбите космоплан наподобие американского X-37B.

4 сентября Китай объявил об успешном запуске многоразового космического аппарата. Официально власти не сообщали о том, что именно за аппарат был выведен на орбиту, и даже не объявляли время его запуска заранее. Однако еще в 2017 году представители китайской космической программы заявляли о том, что планируют испытать в 2020 году многоразовый космоплан, который сможет снизить стоимость миссий на низкой околоземной орбите. Кроме того, астрономы сопоставили время посадки с параметрами орбиты аппарата и выяснили, что с высокой вероятностью она могла произойти на аэродроме. К тому же, по спутниковым снимкам видно, что вскоре после посадки на взлетно-посадочной полосе находились несколько объектов, в том числе один большой по центру полосы.

Внимание астрономов и радиолюбителей привлекла еще одна деталь: данные американской системы слежения за космическими объектами показывают, что за несколько витков до схода космического корабля с орбиты от него отделился некий объект, оставшийся в космосе. Часть из них предположила, что это мог быть расходуемый служебный модуль, отделяющийся от аппарата перед посадкой, и превращающийся в космический мусор. Российский радиолюбитель Дмитрий Пашков предположил, что это мог быть полноценный спутник.

Он начал искать сигналы от аппарата на различных частотах и через неделю после начала анализа система обнаружения указала на два сигнала, произведенных во время двух разных пролетов. Затем Пашков проверил эти данные и обнаружил, что аппарат действительно передает данные на канале с 2280 мегагерц с шириной 4 мегагерца. Радиолюбитель отметил, что сигнал передается стабильно, поэтому, вероятно, у аппарата есть активная система ориентации.

Многие специалисты сходятся во мнении, что Китай мог испытывать на орбите собственный аналог американского военного космоплана X-37B. У него есть раскрываемый отсек в верхней части корпуса. Достоверно известно, что он использовался для запуска небольших спутников на орбите, а также предполагается, что с его помощью можно возвращать спутники с орбиты на Землю, как это иногда делали шаттлы. На момент написания заметки X-37B находился в своей шестой миссии на орбите, начавшейся в мае 2020 года.

SpaceX опять собрала самую большую ракету в истории