Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Китайский экспериментальный космический корабль выпустил спутник перед посадкой

Предполагаемое место посадки китайского космического корабля, аэродром на территории высохшего озера Лобнор

Google Maps

Незадолго до посадки экспериментального китайского космического корабля от него отделился спутник, передающий радиосигналы, сообщает радиолюбитель Дмитрий Пашков. Ранее китайские власти объявили о самих запуске и посадке, не уточнив тип аппарата, но астрономы сопоставили известные данные, и предполагают, что Китай испытал на орбите космоплан наподобие американского X-37B.

4 сентября Китай объявил об успешном запуске многоразового космического аппарата. Официально власти не сообщали о том, что именно за аппарат был выведен на орбиту, и даже не объявляли время его запуска заранее. Однако еще в 2017 году представители китайской космической программы заявляли о том, что планируют испытать в 2020 году многоразовый космоплан, который сможет снизить стоимость миссий на низкой околоземной орбите. Кроме того, астрономы сопоставили время посадки с параметрами орбиты аппарата и выяснили, что с высокой вероятностью она могла произойти на аэродроме. К тому же, по спутниковым снимкам видно, что вскоре после посадки на взлетно-посадочной полосе находились несколько объектов, в том числе один большой по центру полосы.

Внимание астрономов и радиолюбителей привлекла еще одна деталь: данные американской системы слежения за космическими объектами показывают, что за несколько витков до схода космического корабля с орбиты от него отделился некий объект, оставшийся в космосе. Часть из них предположила, что это мог быть расходуемый служебный модуль, отделяющийся от аппарата перед посадкой, и превращающийся в космический мусор. Российский радиолюбитель Дмитрий Пашков предположил, что это мог быть полноценный спутник.

Он начал искать сигналы от аппарата на различных частотах и через неделю после начала анализа система обнаружения указала на два сигнала, произведенных во время двух разных пролетов. Затем Пашков проверил эти данные и обнаружил, что аппарат действительно передает данные на канале с 2280 мегагерц с шириной 4 мегагерца. Радиолюбитель отметил, что сигнал передается стабильно, поэтому, вероятно, у аппарата есть активная система ориентации.

Многие специалисты сходятся во мнении, что Китай мог испытывать на орбите собственный аналог американского военного космоплана X-37B. У него есть раскрываемый отсек в верхней части корпуса. Достоверно известно, что он использовался для запуска небольших спутников на орбите, а также предполагается, что с его помощью можно возвращать спутники с орбиты на Землю, как это иногда делали шаттлы. На момент написания заметки X-37B находился в своей шестой миссии на орбите, начавшейся в мае 2020 года.