Китайский космоплан (или нет) вернулся на Землю через два дня после запуска

Китайский экспериментальный многоразовый космический корабль совершил успешную посадку спустя два дня после запуска, сообщает «Синьхуа». Власти и космические организации страны не раскрывают тип космического корабля, но их более ранние заявления, а также наблюдения астрономов косвенно указывают на то, что Китай испытал многоразовый космоплан.

Почти все используемые сегодня возвращаемые космические аппараты выполнены в виде капсулы, которая сначала выводится на орбиту при помощи ракеты, а затем приземляется на парашютах в море или пустыне. Но существует и иная конструкция — космоплан, который тоже взлетает с помощью ракеты, а возвращается в самолетном режиме, садясь на взлетно-посадочную полосу. Разработчики космоплана Dream Chaser, который в ближайшие годы должен начать возить грузы на МКС, отмечают, что у этой конструкции есть практическое преимущество: почти сразу после посадки груз (к примеру, образцы биологических экспериментов) можно достать из корабля и быстро доставить в лабораторию, поскольку посадка производится на аэродром, а не в море или степь без инфраструктуры.

Проекты по созданию космопланов есть и у Китая, но, как часто бывает в их космической отрасли, разработчики раскрывают о них лишь некоторые общие сведения. В 2017 году Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) представила дорожную карту развития космонавтики, в которую входили в том числе и космопланы. Согласно планам, в 2020 году должны состояться первые испытания многоразового космоплана в составе двухступенчатой системы запуска, взлетающей в самолетном режиме. Вероятно, речь идет о проекте Tengfei-1, состоящем из большого самолета-носителя и отделяющегося от него космоплана, внешне похожего на американский X-37B. Также китайские инженеры должны разработать и испытать к 2030 году одноступенчатый (SSTO) космоплан с гибридным двигателем.

4 сентября 2020 года китайское государственное агентство «Синьхуа» объявило, что Китай отправил на орбиту экспериментальный многоразовый космический корабль. О миссии было известно лишь то, что корабль запустили с космодрома Цзюцюань на ракете «Чанчжэн-2F». 6 сентября «Синьхуа» сообщило, что космический корабль успешно вернулся на Землю, добавив, что полет стал «важным прорывом в исследовании многоразовых космических кораблей и, как ожидается, предоставит возможность удобных и дешевых полетов для мирного использования космоса».

Поскольку все достаточно крупные объекты в космосе быстро попадают в базы систем слежения за космическими объектами, некоторые предположения о типе китайского экспериментального аппарата смогли сделать астрономы, в том числе Джонатан Макдауэлл (Jonathan McDowell) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. Он выяснил, что аппарат был запущен на орбиту 332 на 348 километров с наклонением 50,2 градуса. После объявления об успешной посадке он начал искать возможные места приземления и обнаружил, что менее чем за час до выхода заметки об успешном окончании миссии орбита аппарата проходила вблизи аэродрома на территории высохшего озера Лобнор. Затем один из работников ESA изучил снимок территории аэродрома, сделанный спутником Planet Labs в день посадки, и обнаружил, что на взлетно-посадочной полосе находилось несколько объектов, в том числе один большой посередине полосы, тогда как на предыдущем снимке, сделанном 2 сентября, полоса была пустой:

Данные, полученные астрономами, хорошо согласуются между собой и с планами Китая по запуску космоплана в 2020 году. Тем не менее, не стоит забывать, что они являются косвенными и строгие выводы о том, что именно испытывали китайцы в начале сентября, делать нельзя.

На сегодняшний день достоверно известно лишь об одном активном проекте космоплана — американском X-37B. Его размер — 8,8 метра в длину и 4,5 в ширину. X-37B выводится в космос с помощью ракеты, затем может маневрировать с помощью своего двигателя, а в конце миссии приземляется на аэродром. У космоплана есть открываемый грузовой отсек, который используется для запуска спутников на орбите, а также, по неофициальным данным, может использоваться и для доставки неисправных спутников на Землю, как