Небесный диск из Небры «омолодили» на тысячу лет

Бронзовый диск с изображениями звезд, Солнца, Луны и Плеяд, известный как «небесный диск из Небры», оказался на тысячу лет младше, чем считалось раньше — он был создан, вероятнее всего, не раньше V века до нашей эры, а не в XVII-XVI веках до нашей эры. К таким выводам пришли Руперт Гебхард (Rupert Gebhard), директор Баварского археологического собрания и профессор Мюнхенского университета, и Рюдигер Краузе (Rüdiger Krause), профессор Института древней и ранней истории при Франкфуртском университете имени Гете. Статья с результатами их работы принята к печати журналом Archäologische Informationen и опубликована на сайте Германского общества древней и ранней истории (Deutsche Gesellschaft für Ur- und Frühgeschichte e.V).

Двухкилограммовый бронзовый «небесный диск» был найден в 1999 году двумя «черными археологами» во время незаконных раскопок недалеко от городка Небра в германской земле Саксония-Анхальт. В следующие два года после находки диск несколько раз перепродавали, но в результате совместной операции германской и швейцарской полиции его вернули государству и передали ученым для исследования и реставрации. Вместе с диском «копатели» нашли два бронзовых меча, два топора и еще несколько артефактов. Все предметы, кроме не имеющего аналогов диска, типологически принадлежат унетицкой культуре (ранний бронзовый век Центральной Европы) и датируются примерно XVII веком до нашей эры. Интерпретации диска в дальнейшем строились на этой датировке, несмотря на очевидную проблему: утрату археологического контекста находки.

Первоначально ученые подозревали, что диск из Небры — подделка, однако затем его подлинность была установлена при помощи лабораторных анализов. В частности, изотопный анализ помог установить происхождение меди (восточные Альпы) и серебра (Трансильвания), но не золота. Альпийская медь и трансильванское серебро встречаются в находках бронзового века в обширном регионе Центральной и Северной Европы.

Высказывались предположения, что диск может быть древнейшим носимым астрономическим инструментом, однако венгерская исследовательница Эмилия Пастор (Emilia Pasztor) не нашла свидетельств, что диск мог служить устройством для измерений положений солнца. В широко цитируемой статье об интерпретации диска Пастор и Курт Рослунд (Curt Roslund) предположили, что артефакт создали скандинавские мастера, жившие на территории современной Дании. По их мнению, диск предназначался для шамана воинственного племени. Авторы статьи подобрали для доказательной части статьи аналогии в ритуальных предметах шаманов-инуитов.

Гебхард и Краузе, авторы новой работы о диске из Небры, заново проанализировали обстоятельства находки и пришли к выводу, что «копатели» не могли обнаружить бронзовый клад в том виде, в котором они представили это в суде. В частности, пишут ученые, нанесенные лопатами повреждения не соответствуют рассказу о положении предметов в момент находки. Анализ бронзы для каждого из предметов клада не может служить доказательством их общего происхождения: по крайней мере, четыре предмета, включая диск, сильно отличаются по составу друг от друга и от остальных объектов.

Стилистически диск радикально отличается от любых изображений небесных тел эпохи бронзы, подчеркивают ученые. Вместе с тем, археологам известны сходные изображения светил на кельтских мечах, например, найденных в южной и западной Германии: в Аллаке и Майнц-Кастеле. Оба меча датируются серединой первого тысячелетия до нашей эры.

Публикация работы Гебхарда и Краузе не опровергает ни подлинность, ни уникальность диска, она иначе датирует его. Оба исследователя призывают к предельной дотошности в исследованиях и к осторожности в интерпретациях. Последнее замечание адресовано Харальду Меллеру, возглавляющему археологическую службу земли Саксония-Анхальт. С одной стороны, благодаря упорству и инициативе Меллера диск из Небры удалось найти и вернуть государству, а с другой Меллер так горячо отстаивал принадлежность находки унетицкой культуре, что на этой, как теперь оказывается, фантастической, интерпретации зиждется постоянная экспозиция в Археологическом музее города Галле, где хранится диск.

Пересмотр датировок, а иногда и подлинности древних артефактов — не редкость в археологии. Например, в марте этого года ученые объявили, что коллекция свитков Мертвого моря, хранившаяся в Вашингтоне, — подделка. Читайте об этом в нашем материале «Лживая трость книжников».

Юлия Штутина