Лживая трость книжников

Фрагменты свитков Мертвого моря из музея Библии в Вашингтоне признали подделками

В пятницу, 13 марта 2020 года, в Вашингтоне представители музея Библии (Museum of the Bible) и компании Art Fraud Insights официально объявили, что все шестнадцать древних фрагментов ветхозаветных текстов, находящиеся в собрании музея — подделки. Речь идет о крошечных кусочках кожи, на которых можно прочесть буквально несколько стихов или отдельных слов. Тем не менее эти обрывки составляют чрезвычайно важную часть коллекции амбициозного частного музея. Признавшись публично во владении подделками (эксклюзивный репортаж об этой истории опубликован в журнале National Geographic), руководство музея надеется улучшить свою небезупречную репутацию.

Фрагменты, о которых идет речь, принадлежат к обширному корпусу так называемых рукописей, или свитков, Мертвого моря: это тексты, записанные в III веке до нашей эры — I веке нашей эры и спрятанные в пещерах Кумрана в Иудейской пустыне. В числе этих рукописей — древнейшие дошедшие до нас ветхозаветные тексты, а также документы, проливающие свет на религиозную и культурную историю региона в эпоху возникновения христианства.

Большинство находок из Кумрана хранится сейчас в Храме Книги, специальном отделе Израильского музея в Иерусалиме, часть осела в университетских и иных научных коллекциях по всему миру, и некоторое количество остается в частных собраниях.

Если на рынке антиквариата появляется новый, ранее не описанный фрагмент кумранских рукописей, это значит, что его продает кто-то из владельцев или наследников старых коллекций. Подобные сделки происходят крайне редко, и за ними пристально следят специалисты.

Между 2002 и 2017 годами только в США было продано 28 фрагментов рукописей Мертвого моря, а во всем мире — больше 70. Этот подъем активности не мог не насторожить специалистов.

Так, профессор Левенского университета (Бельгия) Эйберт Тигхелар (Eibert Tigchelaar) предположил, что речь идет о подделках и, возможно, найденных «черными копателями» находках: во-первых, все появившиеся на рынке тексты были ветхозаветными, во-вторых, они не были связаны ни с одной из ранее изученных 900 рукописей — за исключением одного или двух обрывков. Статистически такой всплеск маловероятен и оттого подозрителен.

Эксперты в США постарались выяснить, откуда появились упомянутые выше 28 фрагментов и в какие руки они попали. Оказалось, что большинство рукописей восходит к одной и той же частной коллекции — Уильяма Кандо. Этот человек — старший сын Халиля Искандера Шахина, более известного европейским коллекционерам середины XX века как Кандо.

Кандо-старший, уроженец Вифлеема, араб-христианин, был самым влиятельным и энергичным посредником между бедуинами, обнаружившими кумранские тексты, министерством по делам древностей Иордании и западными учеными. Образованный и хорошо чувствующий конъюнктуру Кандо сумел собрать собственную значительную коллекцию рукописей Мертвого моря, в том числе важнейший «Храмовый свиток» (11Q19), за которым долго охотилось правительство Израиля, чтобы в конце концов — в 1967 году, по окончании Шестидневной войны — купить его через посредников за огромную по тем временам сумму 108 тысяч долларов.

Кандо же постепенно перевез свою коллекцию в Швейцарию, где она и оставалась до самой его кончины в 1993 году. Теперь этим собранием владеет его сын.

Параллельно с американскими специалистами происхождением «новых» фрагментов занялись норвежские исследователи из университета Агдера под руководством профессора Орстейна Юстнеса (Årstein Justnes). Они запустили проект The Lying Pen of Scribes, где можно проследить историю этих отрывков, и в подавляющем большинстве случаев они тоже восходят к Уильяму Кандо.

«Лживая трость книжников» — цитата из книги пророка Иеремии, глава 8-я, стих 8-й: «Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь».

(Синодальный перевод, курсив там же)

Известно, что в Америке упомянутые выше 28 так называемых новых фрагментов кумранских свитков оказались в трех коллекциях: девять — в Юго-западной баптистской теологической семинарии (Southwestern Baptist Theological Seminary) в Техасе, четыре — в Тихоокеанском университете Азусы (Azusa Pacific University) в Калифорнии, пятнадцать — в семье Грин в Оклахоме. На последнем собрании необходимо остановиться подробнее.

Дэвид Грин, глава семьи, — человек, сделавший огромное (три миллиарда долларов) состояние на товарах для хобби. Ему принадлежит сеть магазинов Hobby Lobby, он же — крупнейший спонсор евангелических деноминаций США. Дэвид Грин известен также как коллекционер книг и рукописей, связанных с Библией. Аукционисты знают его как упорного и агрессивного покупателя.

В 2010 году Стив Грин, сын Дэвида, объявил о создании музея Библии в Вашингтоне стоимостью в полмиллиарда долларов, и в 2017 году музей открылся. К этому времени семейная компания Hobby Lobby успела оказаться замаранной в громком скандале: руководство компании купило 5500 артефактов у антикваров в ОАЭ, зная, что они похищены из Ирака. В 2017 году суд обязал Hobby Lobby вернуть эти предметы Ираку и заплатить штраф в три миллиона долларов.

Еще одна неприятная история для Hobby Lobby история связана с покупкой тринадцати папирусных фрагментов у профессора Оксфордского университета Дирка Оббинка. Оказалось, что это — части Оксиринхских папирусов, важного корпуса древних рукописей, хранящихся в Оксфорде под надзором Общества исследования Египта (Egypt Exploration Society). Оббинк украл их.

Гордостью нового музея Библии, открытого семьей Грин в американской столице, стали шестнадцать фрагментов кумранских рукописей (пятнадцать упомянутых выше плюс еще один). Основатели музея успели еще до его открытия опубликовать в уважаемом нидерландском издательстве Brill книгу, в которой вводили свои фрагменты в научный оборот.

Однако очень скоро специалисты по рукописям заподозрили, что по крайней мере пять документов — подделки. Осенью 2018 года эксперты из берлинского Федерального института исследований и испытаний материалов (Bundesanstalt für Materialforschung und -prüfung) подтвердили это предположение.

После этого открытия руководство музея наняло компанию Art Fraud Insights с тем, чтобы ее эксперты проанализировали все кумранские тексты в коллекции. Колетт Лолл, руководитель Art Fraud Insights, поставила условием своей работы публикацию итогового доклада, какими бы ни оказались результаты исследований. (С докладом Art Fraud Insights можно ознакомиться здесь.)

Группа Колетт Лолл выяснила, что подавляющее большинство фрагментов в музее написаны не на пергамене, а на менее тщательно обработанной древней коже. Скорее всего, это были ремни или даже части сандалий. Кожа была обработана известью, что не характерно для кумранских материалов.

На многих отрывках видно, что чернила нанесены поверх минеральной корки, образовавшейся на коже за века. Кое-где чернила стекли по оборванным краям, чего, разумеется, не должно было быть, если эти кусочки были частью целого, когда на них наносили буквы.

Есть и другие наблюдения, сделанные экспертами Art Fraud Insights. В ноябре 2019 года Колетт Лолл представила свой доклад, в том же месяце музей нанял нового директора, что с точки зрения пиара очень разумно: новая метла по-новому метет и не отвечает за ошибки предшественников.

Техническая часть вопроса о подделках решена, но остается проблема их происхождения. Уильям Кондо, вероятный источник большинства фальсифицированных документов в собрании музея Библии, на связь с National Geographic не вышел.

Антиквары, продававшие музею отдельные фрагменты, также не отвечают на вопросы прессы за исключением одного коллекционера из Калифорнии. Но он утверждает, что не пытался сбыть с рук фальшивку, а искренне не подозревал, что она таковой является.

Эксперты, участвовавшие в составлении публикации для издательства Brill, уклончиво сообщают, что у них были некоторые сомнения, а теперь они усилились. Представитель издательства сказал, что неопровержимые доказательства подделки потребуют отзыва книги (пока она по-прежнему доступна для покупки на сайте издательства).

История с подделками в вашингтонском музее Библии отлично иллюстрирует старую проблему: спрос, то есть амбиции покупателя, всегда найдет предложение — изготовителя фальшивок, и научному сообществу приходится это расхлебывать. Репутационный урон при этом нанесен всем, за исключением разве что физиков и химиков, то есть Art Fraud Insights.

Юлия Штутина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
На неолитическом свайном поселении Сертея-II нашли змеевидный дротик

Он датируется V-IV тысячелетиями до нашей эры