Ученые из Португалии и США описали случай гемипрозопометаморфопсии, нарушенного восприятия одной из половин лица. У пациента A.D. поврежден валик мозолистого тела, и правые части лиц кажутся ему текущими. Авторы статьи, опубликованной в журнале Current Biology, установили, что у A.D. искажается всегда правая половина лица, даже если оно обрезано или перевернуто — значит, зрительная система сопоставляет лица с шаблоном, а информация о центрированном лице содержится как в правом, так и левом полушариях.
Гемипрозопометаморфопсия (hemiprosopometamorphopsia) — редкое заболевание (описано около 25 случаев), при котором пациенты с нарушениями мозга воспринимают одну часть лица искаженно. Левая или правая половины лиц кажутся таким людям непропорциональными, обвисшими или отекшими.
Нарушения восприятия могут возникать на разных уровнях обработки информации: в системе отсчета относительно сетчатки, отдельных стимулов или целых объектов. В первом случае искажение будет центрировано относительно поля зрения и неправильными будут казаться те предметы, которые попадают на правую или левую часть сетчатки. Во втором случае рамка восприятия будет привязана к целому объекту в том виде, в котором он представлен, а в последнем случае воспринимаемый объект будет масштабирован и повернут в соответствии с шаблоном.
При гемипрозопометаморфопсии уровень нарушения восприятия должен влиять на то, какие части лиц будут казаться искаженными: те, что находятся в правой (или левой) половине поля зрения, правые (левые) относительно субъекта или относительно самого лица. В последнем случае неправильно будет восприниматься одна и та же часть лица, даже если лицо перевернуть кверх ногами так, что левая половина окажется справа. Однако ни для одного из 25 известных случаев гемипрозопометаморфопсии не исследовали, в какой из трех систем отсчета происходят нарушения.
Ученые из Португалии и США под руководством Жорже Альмейда (Jorge Almeida) из Коимбрского университета описали случай пациента A.D., мужчины с гемипрозопометаморфопсией. Когда A.D. было 59 лет, он заметил, что лица в телевизоре кажутся ему неправильными: их правая (относительно самого A.D.) половина выглядела как будто тающей. Мужчина посмотрелся в зеркало и увидел те же искажения на правой части собственного лица.
Врачи не обнаружили у A.D. когнитивных нарушений или проблем со зрением; мужчина нормально распознавал лица и выражения лиц. Как и у большинства пациентов с гемипрозопометаморфопсией, у A.D. был поврежден валик (задняя часть) мозолистого тела.
Группа Жорже Альмейда провела с A.D. два эксперимента. Целью первого было уточнить, что искажения восприятия мужчины касаются только лиц. Пациенту показывали 20 картинок с разными лицами (в том числе нарисованными), повернутыми в разные стороны, и 20 картинок с другими объектами (предметами, геометрическими фигурами, домами и машинами).
A.D. увидел искаженными только лица (17 из 20), причем неправильной ему казалась только правая часть лиц вне зависимости от угла поворота.
Затем исследователи проверили, на каком уровне восприятия возникают искажения. Для этого пациенту показывали лица в разных частях поля зрения, только левые или правые половины лиц или повернутые на 90, 180 или 270 градусов изображения.
Мужчина видел правые половины лиц искаженными, в какой бы половине поля зрения они не находились. A.D. увидел искажение только на одной из левых половин лиц — на кончике носа, который он мог принять за кусочек правой части лица. Наконец, на перевернутых лицах пациент видел неправильными всегда правые части, даже если они оказывались слева, снизу или сверху.
Результаты проясняют не только природу гемипрозопометаморфопсии, но и особенности нормального восприятия лиц. Наша зрительная система сопоставляет лица, в каком бы положении они не находились, с шаблоном, и воспринимает левый глаз как левый, даже если лицо перевернуто и он находится справа.
У A.D. поврежден валик мозолистого тела, а значит, нарушена передача информации между височными и затылочными долями коры правого и левого полушария, хотя сама по себе кора не затронута. Из этого следует, что информация о правой половине лиц, центрированнная относительно лица (то есть сверенная с шаблоном), содержится в обоих полушариях.
Не стоит путать гемипрозопометаморфопсию с прозопагнозией, еще одним нарушением восприятия лиц. В первом случае пациенты видят лица искаженно, но узнают их, а во втором вообще не могут распознавать лица. Прозопагнозия встречается чаще и даже бывает врожденной, при этом нарушаются ранние этапы обработки информации о лицах.
Алиса Бахарева
Согласно клиническому руководству EACTS/STS
Европейская ассоциация кардиоторакальной хирургии (EACTS) и Общество торакальных хирургов (STS) выпустили обновленное клиническое руководство по острым и хроническим синдромам аорты, в котором она впервые рассматривается как самостоятельный орган. Оно опубликовано одновременно в European Journal of Cardio-Thoracic Surgery и The Annals of Thoracic Surgery за авторством рабочей группы EACTS/STS под сопредседательством Мартина Черны (Martin Czerny) из Фрайбургского университета и Мартина Грабенвёгера (Martin Grabenwöger) из Частного университета имени Фрейда. До сих пор аорта считалась частью сосудистой системы — самой крупной артерией организма, забирающей и распределяющей по большому кругу кровообращения всю насыщенную кислородом кровь из левого желудочка сердца, но не более того. Основу для смены этой парадигмы заложила работа Раймунда Эрбеля (Raimund Erbel) с коллегами по аналитической группе Европейского кардиологического общества, вышедшая в 2001 году.