Двулинейные мешкокрылы посюсюкали с детенышами

Немецкие ученые выяснили, что двулинейные мешкокрылы (Saccopteryx bilineata) — небольшие летучие мыши, обитающие в Центральной и Южной Америке — используют особый язык для общения со своими детенышами. Вокализации в адрес потомства у этого вида отличается от взрослого общения (например, частота звуков снижается). Интересно, что общаются с детьми не только самки, но и самцы, а вокализации самих детенышей по акустическим характеристикам похожи на звуки, которые издают самцы в их колонии. Статья опубликована в журнале Frontiers in Ecology and Evolution

Чтобы ребенок научился говорить, ему необходимо находиться в языковой среде с самого раннего возраста: первые слова младенца — это результат подражания, вокального обучения со стороны взрослого. При этом речь взрослых при общении с ребенком сильно отличается от стандартной: обращаясь к младенцу, взрослый повышает высоту своего голоса, говорит медленнее и использует фразы короче, чем при общении с другим взрослым.

Разумеется, человек — не единственный, кто пользуется звуковой коммуникацией и учит ей свое потомство: эта практика характерна для других приматов, а также птиц и рукокрылых. Неясно, однако, пользуются ли другие животные в общении со своими детенышами какой-то особенной коммуникацией, как это делают люди, и в особенности — отличается ли она от взрослого общения теми же временными и пространственными характеристиками.

Выяснить это на примере двулинейных мешкокрылов решили Ахана Аврора Фернандез (Ahana Aurora Fernandez) и Мирьям Кнёршильд (Mirjam Knörnschild) из Свободного университета Берлина. В период с мая по сентябрь 2015–2017 годов в трех разных заповедниках Коста-Рики ученые записывали вокализации 13 самок мешкокрылов, которые обращались к своему молодому потомству — в тот период, когда их еще нужно было кормить. Также ученые записали звуки шестерых самок, общавшихся со взрослыми особями, вокализации 22 самцов при общении с детенышами, а также звуки, которые издают сами детеныши (всего их было 14), когда находятся в одиночестве и зовут маму. Все особи носили идентифицирующие метки: так ученые могли опознать, какая вокализация кому принадлежит.

Проанализировав спектрограммы, ученые выяснили, что вокализации одних и тех жа самок отличаются в зависимости от того, к кому она обращена — к взрослой особи или к детенышу: например, при общении с потомством пиковая частота издаваемых звуков существенно снижалась (p < 0,001). Самцы тоже общались со своим потомством: после коротких вокализаций детенышей следовали вокализации самцов из их же колонии.

Интересно, что по акустическим характеристикам звуки, которые издавали детеныши, были больше похожи на звуки самцов из их колонии, чем из другой (p < 0,001). Авторы заключили, что вокализация взрослых мешкокрылых в действительности зависит от того, обращаются ли они к детенышам или ко взрослым особям — точно так же, как и у людей. При этом общение рукокрылых с животными, по-видимому, сложнее человеческого: в то время как самки попросту меняют свои вокализации, самцы учат детенышей издавать звуки.

Вообще, у рукокрылых довольно гибкая и поддатливая система звуковой коммуникации: недавно ученым, например, удалось научить копьеносов менять издаваемые звуки, чтобы получить банан.

Зоологи опознали белых медведей по ДНК из их следов на снегу