Летучие мыши предпочли «диалект» стаи материнскому

Биологи из Университета Тель-Авива пришли к выводу, что научение языку через социализацию характерно не только для людей, но и для других млекопитающих. Ученые показали, что молодые летучие мыши при обучении вокализации перенимают не тот «диалект», который использовали их матери, а тот, который они слышали наиболее часто при взрослении. Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology.

Обучение языку у людей происходит путем повторения за окружающими. При этом у птиц обучение песне, по-видимому, происходит по-другому, и частично генетически детерминировано. Несмотря на то, что обычно птицы перенимают песню у конкретного учителя, мы рассказывали, что гнездовые паразиты избегают неправильного научения и узнают представителей своего вида, даже если раньше их не слышали. По этой причине исследователи изучают процесс обучения «языку» у разных млекопитающих, чтобы определить, что влияет на него больше — окружение или генетическая компонента.

Млекопитающие, которые используют вокализацию, как и люди, имеют собственные «диалекты», которые используются в разных популяциях одного вида. К примеру, египетские летучие собаки (летучие мыши вида Rousettus aegyptiacus), которые были использованы в качестве объекта в исследовании израильских ученых, очень социальны и общительны. Детеныши мышей издают высокие звуки частотой 8-15 кГц, а с возрастом частота уменьшается до 0,2-1,2 кГц. Как показали исследователи, частота издаваемых взрослым животным звуков зависит от «диалекта», принятого в окружении.

В своем предыдущем исследовании ученые показали, что животные, которых оторвали от семьи сразу после рождения, поздно начинали общаться и при этом использовали звуки той частоты, которой им проигрывали в лаборатории. В новой работе авторы повторили эксперимент, на сей раз оставив детенышей с матерью.

Исследователи отловили несколько беременных самок Rousettus aegyptiacus и рассадили их вольеры со звукоизоляцией. После рождения детенышей их разделили на три группы, в двух было по пять животных, а в третьей четыре. Матерей оставили со своими детенышами. В течение года молодым животным проигрывали звуки, имитирующие стаю мышей в 100-200 особей. Контрольной группе проигрывали «микс» из разных записей со средней частотой 564 Гц, а «опытным» группам низкочастотные звуки (менее 250 Гц) или высокочастотные (выше 1300 Гц). Исследователи в течение эксперимента четыре раза регистрировали, звуки какой частоты издают сами подопытные мыши.

В момент первой записи, через 12 недель после рождения, животные издавали хаотичные звуки без всякой закономерности. Однако к концу эксперимента у летучих мышей сформировались три четко различимых «диалекта» со смещением средней частоты издаваемых звуков в зависимости от звукового фона. Авторы работы назвали наблюдаемый эффект «обучение у толпы», тем самым подчеркнув, что для социальных животных важнее адаптироваться к «языку», принятому в сообществе, чем перенять его у конкретных учителей (например, родителей).

Ранее мы рассказывали, что у людей язык матери влияет на акустические свойства плача младенца, а дети-билингвы начинают различать языки в очень юном возрасте.

Дарья Спасская
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Биоритмы сна и долговременная память появились одновременно при развитии личинок дрозофил

Это произошло после формирования нейронной связи между клетками циркадных часов и Dh44-нейронами