Самым значимым фактором, снижающим риск развития депрессии, оказалось доверие к другим людям. Это выяснили американские ученые, которые изучили роль 106 различных социальных факторов, а также факторов окружающей среды и образа жизни в развитии депрессии у почти 123,8 тысячи британцев из выборки UK Biobank. Среди факторов, которые, наоборот, повысили риск развития депрессии, ученые выделили дневной сон, просмотр телевизора и прием мультивитаминов. Значимость доверия к другим людям и других факторов также подтвердил анализ в группе риска и менделевская рандомизация, но пока что о наличии причинно-следственной связи говорить можно только с осторожностью, пишут ученые в The American Journal of Psychiatry.
Достаточно крупный вклад в развитие депрессии вносят наследственные факторы и ранние факторы окружающей среды: так, риск развития депрессии повышается, если психические расстройства были диагностированы у родителей (причем не только матерей, но и отцов), а также если ребенок переживал сильный стресс (насилие, смерть опекуна или болезни). Во взрослом возрасте эти факторы отрегулировать уже нельзя, поэтому риск развития депрессии необходимо снижать контролем других переменных — например, образа жизни.
При этом до конца неясно, какие именно регулируемые факторы в действительности влияют на риск развития депрессии, а какие необходимо считать ее следствием: например, известно, что между недосыпом и депрессией связь двусторонняя. Кроме того, в большинстве исследований каждый фактор чаще всего рассматривается в отдельности, что не позволяет оценить вклад нескольких факторов вместе, а также — их взаимодействие. Наконец, оценить причинно-следственную связь между каким-либо фактором и риском развития заболевания достаточно сложно: чаще всего речь идет о корреляции, а регуляция коррелирующего фактора может никак не повлиять на патогенез.
Чтобы определить наиболее значимые факторы, которые могут повысить риск депрессии у взрослых, Кармел Чой (Karmel Choi) из Гарвардской школы здравоохранения имени Ц. С. Чаня и ее коллеги использовали метод полновоздейственного поиска ассоциаций — аналога полногеномного поиска ассоциаций, который позволяет оценить вклад определенных генов в вероятность развития какого-либо признака. Для анализа ученые отобрали 106 разных факторов: образа жизни (занятия спортом, питание, сон), социальных (количество социальных связей и вовлеченность в общение с людьми) и окружающей среды (например, загрязнение воздуха, а также озеленение местности).
Всего в исследовании приняли участие 123794 добровольца из проекта UK Biobank: из них в самом начале исследования ученые исключили около пяти тысяч человек с депрессивными симптомами. Среди оставшихся участников ученые провели опрос для оценки изучаемых факторов, а также собрали их демографические данные и данные о здоровье — их учли в качестве побочных переменных. Также ученые отметили участников, входящих в группу риска: для этого собрали информацию о травмирующих жизненных событиях и определили наличие генов, которые связаны с риском развития депрессии.
В течение последующих шести-восьми лет участники заполняли стандартизированные опросы, с помощью которых исследователи определяли у них наличие депрессии. Из 106 факторов с риском развития депрессии значимо (p < 0,0001) оказались связаны 29. Из этих факторов 18 были связаны с пониженным риском развития депрессии: среди них оказались упражнения, членство в спортивном клубе, потребление злаковых и ягнятины, доверие к другим людям, количество часов сна и пешие прогулки вместо транспорта. Среди 11 факторов, связанных с повышенным риском развития депрессии, ученые выделили потребление чая, пользование компьютером, телефоном и просмотр телевизора, а также безлактозную диету.
Для участников из группы риска (как по генетическим факторам, так и по наличию травмирующих событий) самым значимым фактором, снижающим риск развития депрессии, оказалось доверие к другим людям, а на втором месте оказалось количество часов сна и физическая активность. Для генетически предрасположенных участников риск развития депрессии повышал просмотр телевизора и употребление соли, а для тех, кто пережил стрессовые события, — использование компьютера.
Дополнительно ученые провели анализ методом менделевской рандомизации, в котором определенные генетические полиморфизмы используются в качестве инструментальной переменной: если учитывать, что геном человека определен заранее и не может быть изменен, генетическая предрасположенность к развитию какого-либо фактора (например, курению) будет влиять на развитие этого фактора. В таком случае, при установлении связи между фактором и развитием заболевания, фактор можно считать причиной, а заболевание — следствием.
После анализа всех генетических вариантов, связанных с рассмотренными факторами, среди наиболее значимых осталось всего четыре. Так, ученые установили, что доверие к другим людям лучше всего защищает от развития депрессии, а вот способствует ее развитию просмотр телевизора, дневной сон и прием мультивитаминов.
Тем не менее, авторы отметили, что к результатам их исследования все же нужно относиться с осторожностью: во многом потому, что все использованные данные были получены с помощью личных опросов, а значит, результаты исследования упираются именно на них. Также, несмотря на то, что ученые использовали метод, который позволяет указать на причинно-следственную связь между переменными, о наличии такого типа связи они не говорят и настаивают на дополнительных экспериментах.
Вообще, менделевская рандомизация все чаще используется в популяционных исследованиях: с помощью нее уже показали, что курение приводит к шизофрении и депрессии, а также к появлению чувства одиночества.
Елизавета Ивтушок
Оказалось, что эти препараты напрямую связываются с нейротрофным рецептором TrkB
Группа исследователей из разных стран мира обнаружила, что психоделики модулируют нейропластичность и оказывают антидепрессивный эффект, связываясь с нейротрофными рецепторами TrkB. Это происходит независимо от их действия на серотониновые 5-HT2A-рецепторы, отвечающие за галлюциногенные эффекты этих препаратов. Отчет о работе опубликован в журнале Nature Neuroscience.