Дополнительный вес поднял самцов голубей по иерархической лестнице

Биологи, наблюдая за стайкой голубей, выяснили, что среди этих птиц существует стабильная иерархия, которая строго зависит от массы тела птицы. Когда голубей искусственно утяжеляли, навешивая к ним грузики, птицы повышали свой статус в группе. Однако, это касалось только самцов, уточняют авторы исследования, опубликованного в Biology Letters.

У многих животных, которые живут группами, существует иерархия, которая проявляется в очередности доступа к пище и самкам. В то время как высокоранговые особи получают приоритет, низкоранговым членам группы приходится бороться за ресурсы. Тем не менее в разных сообществах иерархия может быть как стабильной, так и нестабильной, поэтому вопрос о том, чем определяется положение особи на социальной лестнице, и как его поменять, для разных видов животных решается по-разному.

Изучая иерархию среди птиц ученые из Королевского ветеринарного колледжа университета Лондона в течение трех лет наблюдали за группой домашних голубей (Columba livia). Они фиксировали данные трижды в год, в разные точки годового жизненного цикла птиц. Группа состояла из девяти взрослых самок и восьми самцов, которые отличались по массе и размеру. По результатам наблюдений исследователи расположили птиц по рангу. Оказалось, что вне зависимости от времени года, в группе существует устоявшаяся иерархия, причем доминируют самые массивные птицы. Как правило, они ведут себя наиболее агрессивно, расталкивая более мелких сородичей, и получая доступ к ресурсам самыми первыми.

Чтобы выяснить, что определяет поведение доминирующих особей – размер, масса, или просто особенности характера, ученые провели простой эксперимент. Через полтора года наблюдений к девяти самым мелким голубям привязали грузики, таким образом сделав их тяжелее в среднем на 12 процентов (такое изменение отражает реальное среднее изменение массы птиц в течение года). Увеличение массы повлияло на поведение подопытных самцов – они сразу стали вести себя более агрессивно, и быстро изменили свое положение в группе, превратившись из аутсайдеров в доминирующих особей. Для потяжелевших самок при этом ничего не поменялось. Однако, когда грузики сняли, птицы вернулись на свою привычную позицию внизу иерархии.

Выводы исследователей подтверждают, во-первых, что для небольших групп характерна стабильная иерархия. В случае голубей положение в группе полностью определялось массой тела птицы, причем линейность зависимости сохранилась даже после добавления веса некоторым птицам. Тот факт, что после убирания груза голуби потеряли агрессивность, а вместе с ней и завоеванную позицию, указывает на то, что дополнительный вес может работать на уровне нейрофизиологии, изменяя поведение именно в тот момент, когда он присутствует. К примеру, груз мог увеличивать у птиц уровень стресса, что заставляло их быть более агрессивными.

Тем не менее авторы исследования подчеркивают, что агрессия – пластичная характеристика, на которую могут быстро повлиять физиологические параметры организма.

Несмотря на то, что доминирование в стае достигается за счет актов агрессии, считается, что такое положение вещей в целом снижает количество конфликтов внутри группы, которое могло бы быть выше, если бы она состояла из одинаковых равноправных членов. Сэкономленные на драках ресурсы члены группы могут потратить на более важные для выживания вещи, такие как поиск пищи.

Феномен иерархии у домашней птицы даже нашел отражение в английском языке – выражение pecking order одновременно обозначает собственно очередность доступа к кормушке, чтобы поклевать зерно, а также иерархическое положение внутри небольшого коллектива людей.

Орангутан из австралийского зоопарка выбросил лисьего кузу из вольера