Четыре вида австралийских мух-ктырей получили имена в честь персонажей вселенной Marvel: Дэдпула, Тора, Локи и Черной Вдовы. В названии еще одного вида увековечили память знаменитого автора комиксов Стэна Ли. Как сообщается на сайте Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии (CSIRO), такие названия помогут привлечь внимание общественности к новым открытиям и экологическим проблемам. Наряду с «супергеройскими» мухами, за минувший год специалисты CSIRO описали более 150 видов насекомых и других живых существ.
Ученые нередко называют новые виды живых организмов в честь знаменитостей и даже вымышленных персонажей. Это позволяет привлечь к открытиям внимание общественности, а также отражает личные симпатии и интересы исследователей. Только за недавнее время в зоологических справочниках были увековечены имена Виктора Цоя, Егора Летова, Греты Тунберг и даже сооснователя Хогвартса Салазара Слизерина.
Специалисты из Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии (CSIRO) не смогли остаться в стороне от этой тенденции. За прошедший год они описали на территории континента и в омывающих его водах более 150 неизвестных науке видов и уточнили систематическое положение некоторых уже известных. Часть новых видов получила необычные имена.
Например, проанализировав систематику австралийских представителей семейства ктырей (Asilidae), хищных насекомых из отряда двукрылых (Diptera), ученые пришли к выводу, что вид Daptolestes sergius заслуживает выделения в отдельный род. Яркая красно-черная расцветка этого насекомого напомнила членам команды маску Дэдпула, супергероя из комиксов издательства Marvel. В результате новый род назвали Humorolethalis. Это название — сложная игра слов. Оно включает латинские слова, означающие «влажный» и «мертвый», то есть является искаженным буквальным переводом супергеройского имени Дэдпула («dead» — мертвый, «pool» — бассейн). Кроме того, первая его часть звучит как английское слово «юмор» и отсылает к привычке этого персонажа постоянно шутить.
Пересмотрев состав рода Daptolestes, авторы дали еще четырем видам имена, связанные со вселенной комиксов Marvel. Увековечены оказались Тор (D. bronteflavus — буквально «светловолосый гром»), Локи (D. Illusiolautus — «элегантная хитрость») и Черная Вдова (D. feminategus — «женщина, одетая в кожу»). А вид D. leei назвали в честь знаменитого автора комиксов Стэна Ли, создателя многих популярных персонажей Marvel. По словам ученых, это насекомое имеет некоторое сходство со знаменитым автором: отметины на его голове напоминают солнцезащитные очки и седые усы Ли.
Наряду с «супергеройскими» насекомыми сотрудники CSIRO описали или переописали еще 151 вид насекомых. Некоторые из них, например, два новых вида мух из семейства львинок (Stratiomyiidae) и один вид дорожных ос (Pompilidae) были обнаружены на территориях, которые позже оказались в эпицентре катастрофических лесных пожаров 2019-2020 года.
По словам авторов, науке известна лишь четверть видов австралийских насекомых. Новые открытия помогут лучше понять, как устроены местные экосистемы и как они меняются под воздействием климатических изменений.
Однако на глаза ученых попадались не только насекомые. Среди «новинок» — восемь видов растений, два вида рыб, один вид клещей, 25 видов морских беспозвоночных, а также три подвида птиц.
Недавно исследователи предложили изменить систематику одного из самых распространенных австралийских сумчатых — сахарной сумчатой летяги (Petaurus breviceps). На основе генетического анализа они пришли к выводу, что этот вид представляет собой три отдельных, причем популяции двух из них находятся под угрозой исчезновения.
Сергей Коленов
Разработчик снимал кадры для проекта с велосипеда и дрона
Сербский разработчик перенес свой город в гоночную игру. Он несколько раз проехался по городу на велосипеде с закрепленной камерой, а затем создал из кадров 3D-модель улиц с помощью фотограмметрии. Ролик с описанием проекта опубликован на YouTube-канале разработчика, внимание не него обратило издание 80LV. Современные технологии позволяют создавать крайне реалистичную графику, которая в некоторых случаях уже приближается к настоящим видеороликам. Также двигаются вперед и технологии дополненной реальности, при которой существенная часть того, что видит человек — это не графика, возможности которой пока не безграничны, а реальный мир. Но эффект погружения определяется не только самим качеством графики, но и тем, что именно она показывает. Так, людям нравится симуляция знакомых им мест, но это обычно доступно только жителям больших городов. Некоторые разработчики создают проекты, в которых игрок может перенести в виртуальный мир свой дом, город и другие места. Например, не так давно один разработчик создал шутер для шлемов смешанной реальности, действие которого происходит прямо в доме игрока. Сербский разработчик Иван Савич (Ivan Savic), живущий в городе Княжевац на юго-востоке Сербии, сумел перенести в гоночный симулятор Asseto Corsa улицы своего небольшого города, модель которого вряд ли создали бы игровые студии. https://www.youtube.com/watch?v=SLhjZCXo9BY В качестве трассы он выбрал несколько улиц общей длиной более двух километров. На создание модели такой трассы вручную в 3D-редакторе требуется очень много времени и усилий, поэтому он частично автоматизировал этот процесс с помощью фотограмметрии — метода, позволяющего создавать на базе множества фотографий объекта его 3D-модель. Чтобы снять исходные данные, он воспользовался велосипедом и дроном. Дрон снимал трасу в два пролета (в противоположных направлениях), а на велосипеде пришлось проехать ее четыре раза: Савич использовал одну камеру GoPro, которую во время каждой следующей поездки поворачивал на 90 градусов. Разработчик снимал поездки на видео, но полная запись представляет собой огромный и во многом избыточный набор данных, работать с которым сложно. Из-за этого он решил брать только небольшую часть кадров так, чтобы они были сняты примерно через каждые полтора метра: это многократно снижает вычислительную нагрузку, но сохраняет много данных о пространственной структуре снимаемых объектов. Дальше он загрузил отснятые кадры в программу RealityCapture. Она автотизирует многие процессы при создании 3D-моделей из 2D-кадров, но разработчику все равно пришлось потратить много времени на долгие ручные операции. Часть времени он потратил на выделение машин, чтобы сделать улицы города пустыми, также долгим оказался процесс совмещения сегментов карты, которые неправильно совмещались автоматически. Наконец, в созданной модели многие поверхности получились неровными, и если с домами и деревьями (качество которых получилось особенно низким) это не столь важно, то асфальт разработчику пришлось выравнивать вручную. В итоге он сумел загрузить созданную карту в игру и поездить по знакомым улицам. Также он опубликовал на YouTube длинную и подробную инструкцию с описанием своих шагов и проблем, с которыми он столкнулся (а в конце ролика можно обнаружить подборку автомобилей «Нива», которые автор встретил во время заездов): https://www.youtube.com/watch?v=sdiOsGpfbkg Мы не раз рассказывали о пересечении игр и реального мира. Например, о том, как Portal перенесли в дополненную реальность, а Pip-Boy из Fallout воплотили в виде реального устройства.