Редактирование эмбриона бычка превратит половину его женских потомков в самцов

Генетикам удалось отредактировать эмбрион быка таким образом, чтобы в его потомстве доминировали самцы, чего достигли при помощи направленной вставки трансгена. Ген SRY был вставлен в 17 хромосому, что должно заставить как минимум половину эмбрионов с генотипом XX развиваться по мужскому пути. Доклад был представлен 23 июля на встрече Американского общества наук о животных.

Современное животноводство почти везде отошло от содержания вольных стад с естественной популяцией, часть которой отправляется на мясо, а часть производит молоко. Вместо этого существуют раздельные индустрии, две самые крупные из которых мясная и молочная. Животные в них размножаются почти исключительно искусственно, а потому половой баланс рождаемых телят было бы выгодно подчинить человеку. Для мясной промышленности более ценны быки, поскольку они эффективнее набирают массу при потреблении тех же калорий, а их мясо вкуснее и может использоваться для изготовления дорогих стейков. Однако от природы соотношение мужского и женского потомства у коров примерно равно.

У большинства млекопитающих в нормальной ситуации самцы обладают половыми хромосомами XY, а самки — XX. Строго говоря, важна не сама по себе Y, а наличие на ней гена SRY, ответственного за мужское развитие. Если SRY будет на любой другой хромосоме, эмбрион станет самцом. Например, подобная картина наблюдается у людей с синдромом де ля Шапеля, которые обладают женским генотипом XX, но мужским организмом, что считается патологией, поскольку неизбежно ведет к бесплодию. Подробно о том почему пол не всегда определяется набором хромосом читайте в материале «Легко ли стать мужчиной».

Джои Оуэн (Joey Owen) из Калифорнийского университета и ее коллеги решили добиться более выгодного полового баланса коров. Сначала они пытались пересадить ген SRY в X хромосому, что привело бы к потомству, состоящему только из самцов. После того, как это не удалось, исследователи выбрали другую хромосому, 17 — авторы утверждают, что это самый безопасный и надежный вариант.

Как правило, для направленной вставки трансгена используют процесс гомологической рекомбинации в соматических клетках с последующим клонированием — иными словами, проводят операции не с самим эмбрионом, а с клеточной культурой, ядра из которой затем подсаживают в яйцеклетку. Здесь же ученые вводили реагенты CRISPR/Cas9 и донорские HMEJ-векторы непосредственно в зиготу (первую стадию эмбриона) спустя 6 часов после оплодотворения.

В результате родился бычок Cosmo, в потомстве которого, по расчетам авторов исследования, должно быть примерно 75 процентов быков. Это происходит из-за того, что при скрещивании с обычными коровами ген SRY будет наследоваться не каждый раз, а только в половине случаев. В итоге из потомства половина будет природными быками с генотипом XY, а 25 процентов будут нести генотип XX, но иметь организм самцов. Стоит добавить, что ни Cosmo, ни его ближайшие потомки не окажутся в мясной лавке: правила для генетически модифицированного мяса очень строги, и его выпустят на рынок только после многочисленных проверок и сертификаций.

Продукты из ГМО не несут никакого вреда, зато обладают многими достоинствами. Например, благодаря ей телята стали устойчивыми к туберкулезу, лишились рогов, а рис, который не боится вредителей, не потерял в урожайности.

Василий Зайцев