Морские черепахи оказались плохими штурманами

При попытке доплыть до удаленных океанических островов зеленые черепахи (Chelonia mydas) нередко ошибаются с выбором направления и исправляют его лишь тогда, когда промахнутся на сотни километров от нужной точки, сообщается в Current Biology. Данные о перемещении рептилий в открытом океане, как и более ранние лабораторные эксперименты, показывают, что мысленная карта местности у зеленых черепах довольно примерная, зато они способны скорректировать направление в открытом океане без каких-либо внешних ориентиров.

Зеленые черепахи большую часть жизни проводят у одних берегов, где кормятся водной растительностью, но раз в несколько лет мигрируют для размножения к другим, удаленным на тысячи километров, участкам суши. Отложив яйца, они возвращаются на привычные места кормежки. Вероятно, они даже не питаются по дороге: по крайней мере, черепахи точно не задерживаются на подходящих для питания местах по пути.

Как рептилии находят дорогу к интересующим их точкам, не совсем понятно. Большинство данных о навигации зеленых черепах получено из разбора случаев, когда животные находились близко к привычным местам питания у берегов материков и крупных островов вроде Мадагаскара. В этом случае добраться до нужной точки довольно просто: у побережья есть визуальные ориентиры. Но в случае движения к маленьким островам в открытом океане ими воспользоваться не получится, и необходимы иные средства, помогающие не промахнуться мимо цели или хотя бы после промаха скорректировать траекторию так, чтобы попасть в нужное место в обозримые сроки.

Зоологи из Университета Суонси (Великобритания) во главе с Николь Эстебан (Nicole Esteban) проанализировали информацию с GPS-датчиков, закрепленных на 33 самках зеленых черепах, которые в 2013, 2015, 2017 и 2018 годах совершали миграции с острова Диего-Гарсия, куда они приплывали для размножения, обратно на места кормежки в западной части Индийского океана. Раз в шесть часов каждое устройство передавало сигнал о местонахождении отдельно взятой черепахи, а исследователи строили по полученным данным траектории движения особей, исходя из предположения, что голодные животные не будут надолго останавливаться и сворачивать по пути к пище.

Чем руководствуются зеленые черепахи при выборе направления, точно не известно. Есть два возможных механизма: магнитный компас и так называемая настоящая навигация. Первый предполагает, что животное двигается в нужную точку по азимуту, второй — что у организма есть мысленная карта местности, которой он следует. Эти варианты могут комбинироваться. Исследователи симулировали 16 траекторий движения зеленых черепах с учетом гипотезы, что эти животные используют только настоящую навигацию, и сравнили их с реальными.

Получилось, что точность движения черепах сильно зависит от их точки назначения. Если им нужно найти изолированный остров в океане, они часто промахиваются — порой на сотни километров. Одна самка проплыла до нужного ей места 4619 километров, хотя расстояние по прямой было в два раза меньше — 2379 километра. Однако в какой-то момент они переориентируются. В случае, когда привычное место кормежки находилось у побережья материка, погрешность траекторий черепах была значительно меньше.

Авторы делают вывод, что зеленые черепахи ориентируются по мысленной карте — особенно если они уже были в этих местах. Однако эта карта не очень точна. В открытом океане рептилии, вероятно, пользуются магнитным компасом или ориентируются по звездам, то есть в целом они сочетают оба механизма ориентирования. Это подтверждает результаты более ранних лабораторных экспериментов.

Ошибки в навигации — не главная угроза для морских черепах. К примеру, каретты Caretta caretta едят пластик, из-за чего порой болеют и умирают. Его запах привлекает рептилий так же, как и запах их обычной пищи. С другой стороны, каретты, а также биссы и зеленые черепахи, научились держать ластами пищу — и, скорее всего, не от дружественных особей, так как они большую часть времени проводят поодиночке.

Какаду-барабанщики проявили личные предпочтения при создании музыкальных инструментов