Астроном-любитель из ЮАР разглядел новый конвективный шторм на Юпитере

Астроном-любитель Клайд Фостер из ЮАР обнаружил на Юпитере богатый метаном конвективный шторм. По совпадению, два дня спустя станция «Юнона» совершила 27 запланированный пролет неподалеку, что позволило получить детальное изображение пятна Клайда, сообщается на сайте NASA.

Зонд «Юнона» исследует атмосферу и магнитосферу Юпитера, а также собирает информацию о внутренней структуре газового гиганта. Автоматическая межпланетная станция стартовала с Земли в августе 2011 года и добралась до Юпитера только к середине 2016 года. Изначально планировалось, что аппарат проработает до 2018 года, однако затем миссию продлили до 2021 года. Подробнее о целях миссии читайте в нашем материале «Юнона, дай мне силу!», а на тематическом портале NASA можно ознакомиться с регулярно пополняющейся галереей камеры JunoCam, установленной на борту зонда.

Клайд Фостер (Clyde Foster) из Астрономического общества Южно-Африканской Республики ранним утром 31 мая наблюдал Юпитер в телескоп с установленным узкополосным метановым фильтром. Примечательно, что новое пятно не увидели астрономы из Австралии, наблюдавшие за Юпитером несколькими часами ранее.

Подтвердить открытие случайно удалось благодаря станции «Юнона». Аппарат находится на 53-дневной орбите и за один пролет делает несколько узких снимков, которые суммарно охватывают большую площадь — поэтому пятно могло оказаться на снимках. Кевин Гилл (Kevin M. Gill), сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA, обработал снимки, полученные камерой JunoCam на разном расстоянии от планеты, и на них действительно видно пятно Клайда.

Пятно представляет собой конвективный шторм, и в целом такие явления характеры для Юпитера в этой широте — похожее пятно «Юнона» зафиксировала в феврале 2018 года. Ожидается, что в конце июля «Юнона» снова пролетит недалеко от пятна Клайда и новые снимки помогут оценить динамику развития шторма.

В заметке ошибочно сообщалось, что «Юнона» за один пролет снимает только узкую полосу — на самом деле в виде узкой полосы только один снимок, но совмещенные изображения, полученные за один пролет, охватывают очень большую площадь.

Астрономы-любители часто наблюдают за Юпитером и помогают иногда зафиксировать события, которые не попали в объективы обсерваторий. В августе 2019 года, например, крупный астероид врезался в Юпитер — вспышку случайно снял на видео астроном-любитель Итан Чэппел, живущий в Техасе.

Николай Воронцов