Покрытые чешуйками глаза китовых акул втянулись в череп

Ученые обнаружили, что глаза китовых акул покрыты тысячами плакоидных чешуек в форме дубовых листьев — вероятно, они защищают глаза от механических повреждений. Кроме того, при приближении объектов глаза китовых акул втягиваются в череп. Авторы работы, опубликованной в журнале PLoS ONE, предполагают, что такая защита глаз указывает на то, что зрение играет в жизни акул большую роль.

Глаза должны находиться на поверхности тела, и из-за этого они особенно уязвимы к химическим и механическим повреждениям. Животные защищают глаза разными способами, например, у многих наземных и водных животных есть три века: кроме привычных двух кожных складок у них есть мигательная перепонка, которая закрывает глаз продольно. У серых акул мигательная перепонка защищена дополнительно кожными зубчиками, а некоторые хрящевые рыбы, у которых нет третьего века, втягивают глаза в череп или вворачивают их в глазницы.

Ученые из США и Японии под руководством Такетэру Томиты (Taketeru Tomita) из Исследовательского центра Тюрасима в Окинаве изучали механизм защиты глаз у китовых акул Rhincodon typus. Глаза этих животных расположены по бокам головы и выдаются за пределы глазниц, что делает их особенно уязвимыми. Исследователи провели компьютерную томографию глазного яблока, который извлекли из мертвой акулы, а у двух живых акул из океанариума Тюрауми движения глаз снимали на видео и регистрировали с помощью ультразвукового датчика.

На поверхности глаза вокруг радужной оболочки акулы оказалось около трех тысяч плакоидных зубчатых чешуек, похожих на дубовые листья. На поверхности тела китовых акул чешуйки другой формы (с тройными гребнями), а рассеченные зубчики характерны для разнозубых акул — первые служат в основном для уменьшения сопротивления воды, а вторые для механической защиты. Вероятно, чешуйки заменяют китовым акулам веки и защищают глаза от механических повреждений. Подобную защиту глаз до сих пор не обнаружили у других хрящевых рыб, в том числе у близких китовым акулам видов.

Когда к акулам приближался человек с камерой, их глаза за секунду втягивались в череп, а образовавшееся отверстие частично закрывала складка белой соединительной ткани. С помощью ультразвукового исследования ученые определили, что глазное яблоко уходит вглубь на половину своего диаметра — около трех сантиметров. Обычно глаза втягивались на небольшой период (для защиты от повреждения), но у одной из акул глаз был спрятан в течение десяти дней после транспортировки в Тайвань из Атланты, где животное поймали.

Раньше предполагалось, что китовые акулы мало полагаются на зрение — их глаза занимают меньше процента длины тела, и размеры среднего мозга также невелики. Однако обнаруженная двойная защита глаз, считают авторы работы, может быть свидетельством большей роли зрения в жизни акул, чем считалось ранее.

Китовые аулы в основном питаются планктоном, фильтруя воду, и из-за этого им приходится мигрировать на дальние расстояния. Рекорд по дальности миграции среди всех акул принадлежит китовой акуле по кличке Анна — она проплыла больше 20 тысяч километров, от берегов Панамы до Марианской впадины.

Гориллу впервые полечили от остеоартроза мезенхимальными стволовыми клетками