Мужчины в Новой Зеландии в 2,5 раза чаще становятся активными велосипедистами, чем женщины, и преодолевают на велосипедах расстояние на 12-17 процентов больше. Тем не менее, результаты исследования, опубликованного в Journal of Transport & Health, указывают на то, что предполагаемый транспортный углеродный след женщин все равно ниже, чем у мужчин: они чаще ходят пешком и пользуются общественным транспортом. По мнению авторов, значительную роль в этом играет семья — воспитание детей и другие семейные обязательства мешают женщинам активно пользоваться велосипедом.
Частое использование велосипеда улучшает здоровье человека и снижает его углеродный след, поэтому государства заинтересованы в как можно более широком распространении этого вида транспорта. Новая Зеландия (как и Россия) относится к странам, где популярность велопоездок сильно уступает использованию личного автотранспорта. Ранее социологи отмечали, что в таких странах наблюдается гендерное неравенство в транспортных привычках — мужчины в них чаще становятся активными велосипедистами. Изучение причин такого неравенства является важным шагом к общему снижению транспортных выбросов парниковых газов.
Ученые под руководством Кэролайн Шоу (Caroline Shaw) из Университета Отаго в Веллингтоне исследовали гендерные различия в транспортных привычках жителей Новой Зеландии. В течение 12 лет с 2003 по 2014 год они проводили анкетирование велосипедистов и фиксировали показатели, связанные с их доходами, семейным положением, особенностями рабочего времени и досуга, а также использованием различных типов транспорта. Итоговая выборка включала 49965 совершеннолетних жителей Новой Зеландии — 26424 женщин и 23541 мужчин.
Оказалось, что среди мужчин больше процент активных велосипедистов — то есть людей, использующих это транспортное средство не менее 10 дней каждый месяц — пять процентов против двух процентов у женщин. Также мужчины преодолевали на велосипеде расстояние на 12-17 процентов больше, чем женщины. Однако авторы исследования отметили, что углеродный след жительниц этой страны обещает быть значительно более низким: на протяжении исследования женщины чаще ходили пешком и пользовались общественным транспортом. Например, они в среднем в 1,5 раза чаще посещали магазины ради семейных покупок (даже в тех случаях, когда они были лучше образованы, больше времени уделяли работе и зарабатывали больше, чем их супруги). А мужчины совершали покупки для дома реже, но чаще пользовались для этой цели личным автотранспортом.
Среди возможных причин, приводящих к гендерному неравенству транспортных предпочтений у жителей Новой Зеландии, авторы исследования указали особенности семейного образа жизни. Женщины в этой стране чаще, чем мужчины, выбирают работу, находящуюся близко к их дому, что позволяет им больше ходить пешком и пользоваться общественным транспортом. В то же время женщины, воспитывающие детей, имеют меньше возможностей для активного использования велосипеда. Ученые отметили, что для снижения выбросов парниковых газов от транспорта в Новой Зеландии в будущем потребуется усилить государственные меры по поддержке семей с детьми.
Передвижение на велосипеде помогает не только снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду, но и укрепить здоровье его владельца: по сравнению с автомобилистами у велосипедистов на 20 процентов ниже смертность, на 24 и 16 процентов ниже смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и рака, а также на 11 процентов реже диагностируют и сам рак.
Марина Попова
При этом суммарное потребление электроэнергии выросло всего на пять процентов
С каждым дополнительным процентом жителей Эквадора, заменивших газовые плиты на индукционные электрические, количество госпитализаций по любым причинам в кантонах снижалось в среднем на 0,73 процента, а по причине хронической обструктивной болезни легких — на 2,15 процента (p < 0,05). К таким выводам пришли ученые, проанализировав данные о 9,5 миллиона случаев госпитализаций в Эквадоре с января 2012 по март 2020 года. Авторы отметили, что подобный потенциал бытовой электрификации есть у стран Западной Европы, Центральной и Южной Америки, а также у стран Африки к югу от Сахары. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Благодаря правительственным субсидиям, за минувшее десятилетие более 750 тысяч домохозяйств в Эквадоре (то есть 10 процентов от их суммарного количества) были подключены к современным электросетям, позволяющим использовать индукционные плиты при напряжении 220 вольт. Благодаря высокой эффективности таких плит (они переводят более 90 процентов поступающей электроэнергии в тепло для приготовления пищи) общее энергопотребление выросло всего на пять процентов. 89 процентов электроэнергии в Эквадоре производится гидроэнергетикой, поэтому подобный шаг должен стать хорошим локальным вкладом в снижение антропогенных выбросов парниковых газов, но точный объем снижения выбросов еще только предстоит рассчитать.