Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Автомобилисты обогнали велосипедистов по риску смерти от всех причин

Premium Rush / Columbia Pictures, 2012

Ученые на выборке в почти 395 тысяч британцев показали связь между предпочитаемым видом передвижения, смертностью и заболеваемостью раком. Самым здоровым способом оказался велосипед: по сравнению с теми, кто предпочитает передвигаться на личном автотранспорте, у велосипедистов на 20 процентов ниже смертность, на 24 и 16 процентов ниже смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и рака, а также на 11 процентов реже диагностируют и сам рак. Статья опубликована в журнале The Lancet Planetary Health.

Здоровый образ жизни подразумевает определенный уровень физической активности. Тем, у кого не хватает времени заниматься спортом, советуют побольше двигаться: например, прогуливаться по вечерам, по утрам — делать зарядку, а для того, чтобы добраться на работу, пользоваться велосипедом (или тоже ходить пешком). В частности, несколько лет назад ученые уже показывали, что те, кто ездят на работу на велосипеде, теряют лишний вес не хуже тренировок, а быстрая ходьба связана со снижением риска смерти от всех причин.

Тем не менее, крупных популяционных исследований, которые подтвердили бы связь между предпочитаемым способом передвижения, здоровьем и смертностью, на самом деле не так много. Провести его решили ученые под руководством Ричарда Паттерсона (Richard Patterson) из Кембриджского университета. Для этого они использовали данные Переписи населения жителей Англии и Уэльса: для анализа отобрали информацию о 394746 британцах, которые на момент переписи 1991 года были старше 16 лет и обновляли информацию о себе при последующих переписях в 2001 и 2011 годах. 

Ученые рассмотрели, как предпочитаемый способ передвижения (личный автотранспорт, общественный транспорт, велосипед или пешие прогулки) коррелируют со смертностью (общей, от рака и от сердечно-сосудистых заболеваний), а также с заболеваемостью раком. В анализ также включили данные о возрасте, поле, социоэкономическом статусе, наличии постоянного партнера, наличии хронических заболеваний, образовании, а также доступности автомобилей и плотности населения в месте проживания участника. Все эти данные учли в качестве побочных переменных.

За охваченный исследованием период от разных причин умерли 13983 британца: из них 3172 — от сердечно-сосудистых заболеваний, а 6509 — от рака (при этом число зарегистрированных случаев рака составило 20890 человек). По сравнению с группой, которая предпочитала передвигаться на личном автотранспорте, среди тех, кто чаще использовал велосипед, число смертей от всех причин было ниже на 20 процентов, от сердечно-сосудистых заболеваний — на 24 процента, а от рака — на 16 процентов, а рак диагностировали на 11 процентов реже. Среди тех, кто пользовался общественным транспортом, смертность от всех причин была на 10 процентов ниже, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — ниже на 21 процент, а диагностированный рак встречался на 12 процентов реже. У тех, кто предпочитал ходить пешком, также реже диагностировали рак — на семь процентов.

Ученые, таким образом, указали на пользу более активных видов передвижения по сравнению с личными автотранспортом. При этом они также уточнили, что им не удалось обнаружить разницу в такой связи среди людей с разным социоэкономическим статусом: активное передвижение, по их словам, полезно для всех.

Чаще всего рекомендации по здоровому образу жизни касаются физического здоровья и профилактики. Они, однако, могут помочь и мозгу: в конце прошлого года ученые выяснили, что рекомендации для «сердечников» также помогают улучшить память и внимание.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.