Перспективный российский атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 23 июня 2020 года вышел на заключительный этап ходовых испытаний. Согласно сообщению Балтийского завода, этот этап проверок продлится три недели. Испытания, во время которых специалисты проверят работы всех систем ледокола, будут проходить в Финском заливе.
Перед принятием в эксплуатацию любой корабль или судно должны пройти несколько видов испытаний. Первыми испытаниями являются швартовные. В это время судно может быть еще не полностью достроено, но его уже спустили на воду и начали проводить основные проверки всех установленных на нем агрегатов и систем.
После швартовных испытаний судно передают на ходовые испытания. В этом случае оно выходит в море, где специалисты проверяют, как в реальных условиях работает его бортовое оборудование, соответствует ли корабль предусмотренным проектом характеристикам, включая скорость, остойчивость и ходкость.
Во время заключительного этапа ходовых испытаний специалисты проверят работу паротурбинной установки, систем электродвижения, палубных механизмов, а также скоростные и маневренные характеристики судна. После испытаний ледокол вернется на Балтийский завод. Ввести судно в строй планируется до конца 2020 года.
Как пишет Mil.Press FlotProm, «Арктику» передадут в эксплуатацию с неисправным гребным электродвигателем. Он вышел из строя в феврале текущего года во время швартовных испытаний. В ходе испытаний произошло короткое замыкание. Как ожидается, Объединенная судостроительная корпорация обязалась заменить гребной электродвигатель в 2021 году.
Ледокол проекта 22220 относится к классу ЛК-60Я (ЛедоКол мощностью 60 мегаватт с Ядерной установкой). Ледоколы типа «Арктика», как ожидается, будут работать в Баренцевом, Печорском и Карском морях и на мелководных участках устья Енисея в районе Обской губы.
Водоизмещение «Арктики» составляет 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра, ширине 34 метра и высоте 15,2 метра. Судно выполнено двухосадочным с минимальной осадкой 8,55 метра и максимальной — 10,5 метра. При глубокой осадке судно сможет проламывать толстые океанские льды, а при мелкой — проводить корабли по замерзшим руслам рек. Ледокол сможет развивать скорость до 22 узлов по чистой воде.
Ледокол «Арктика» оснащен двумя реакторами РИТМ-200 мощностью 175 мегаватт каждый. Реакторы созданы по интегральной схеме, при которой 4 парогенератора размещены в корпусе активной зоны. Такое решение позволило уменьшить размеры реакторов и снизить риск утечки из первого контура. Мощность ледокола «Арктика» на валах составляет 60 мегаватт — каждый из реакторов обеспечивает по 30 мегаватт.
Основным эксплуатантом нового ледокола будет госкорпорация «Росатом». Кроме «Арктики» для госкорпорации построят еще четыре ледокола проекта 22220, два из которых — «Сибирь» и «Урал» — уже спущены на воду.
Василий Сычёв
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.