Распространенный противовоспалительный препарат дексаметазон снизил смертность у больных COVID-19 в тяжелой форме. Согласно результатам исследования ученых из Оксфордского университета прием дексаметазона на треть снизил смертность пациентов, подключенных к аппарату ИВЛ, а у пациентов, получавших кислород через маску — на 20 процентов.
Среди тяжелых осложнений коронавирусной пневмонии, которые могут привести к гибели, выделяют острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС). Он развивается в результате массивного воспаления тканей легкого и повышения активности клеток, участвующих в этом воспалении. Нейтрофилы повреждают легочные капилляры, нарушая барьер между сосудами с кровью и альвеолами легких.
В результате этого воспалительный экссудат попадает в легочную ткань, параллельно повреждая альвеолоциты II типа — производителей сурфактанта, который отвечает за поддержание альвеол в расправленном состоянии. Спавшиеся и забитые экссудатом альвеолы неспособны поддерживать газообмен, из-за чего развивается гипоксия — снижение уровня кислорода в крови. У некоторых людей ко всему вышеперечисленному добавляется вышедший из сосудистого русла фибрин, который приводит к фиброзу участка легкого — замещению функциональной легочной ткани соединительной тканью. Человек погибает от нарастающей гипоксии.
ОРДС развивается из-за чрезмерной функциональной активности иммунных клеток и вырабатываемых ими провоспалительных цитокинов. Часто именно вирусы провоцируют чрезмерный воспалительный ответ организма на инфекцию. С целью лечения этого состояния применяют стероидные противовоспалительные препараты (в том числе дексаметазон — дешевый препарат, применяемый еще с середины прошлого века), которые угнетают высвобождение медиаторов воспаления и снижают образование новых лейкоцитов. Важно отметить, что на сам вирус (или другого возбудителя) стероидные препараты не действуют, они лишь снижают активность воспалительной реакции, которую этот вирус вызвал.
Питер Хорби (Peter Horby) и его коллеги из Оксфордского университета в рамках проекта RECOVERY (Randomised Evaluation of COVid-19 thERapY) провели рандомизированное исследование, в котором они проверили действие дексаметазона на людей с тяжелой формой ОРДС, вызванного вирусом SARS-CoV-2019. Дексаметазон в дозировке 6 миллиграмм один раз в день (перорально или внутривенно) в течение десяти дней получали 2104 пациента. В контрольную группу входил 4321 пациент, все они получали терапию без глюкокортикостероидов.
Дексаметазон снижал смертность у пациентов с ИВЛ (р = 0,0003) на 30 процентов, а у пациентов, получавших только масочный кислород (р = 0,0021) на 20 процентов. При этом он не вызывал положительной динамики у пациентов, которые не нуждались в респираторной поддержке (р = 0,14). В целом дексаметазон снизил уровень смертности за 28 дней на 17 процентов (р = 0,0007) у всех групп пациентов, нуждающихся в респираторной поддержке.
Генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреисус уже назвал это исследование «спасительным научным прорывом».
Про другое многообещающее, но вызывающее множество споров среди врачей и ученых, лекарство вы можете прочитать в нашем большом материале «Колесо злоключений».
Вячеслав Гоменюк
При условии, что он неосложненный
Финские врачи провели рандомизированное контролируемое исследование с участием 1803 пациентов с острым аппендицитом и выяснили, что аппендэктомия (хирургическое удаление аппендикса), проведенная в течение 24 часов от момента постановки диагноза, не увеличивает риск перфорации аппендикса по сравнению с назначением аппендэктомии в течение восьми часов. Исследование опубликовано в журнале The Lancet.