«Спектр-РГ» завершил первый рентгеновский обзор всего неба

Российский телескоп АRТ-ХС, установленный на космической обсерватории «Спектр-РГ», успешно завершил свой первый обзор всего неба в рентгеновском диапазоне, который занял полгода. Теперь астрономам предстоит найти на новой карте отдельные источники рентгеновского излучения и определить их природу, сообщается на сайте Института космических исследований РАН.

Запуск российско-немецкой космической обсерватории «Спектр-РГ» состоялся 13 июля 2019 года. Она оснащена двумя рентгеновскими зеркальными телескопами — российским широкоугольным АRТ-ХС и немецким eROSITA. Главной целью обсерватории является проведение глубокого обзора всего неба в мягком и жестком диапазонах рентгеновского излучения, подробнее об этом можно прочесть в нашем материале «Мы проведем тотальную перепись». По плану «Спектр-РГ» должен проработать в космосе не менее 6,5 лет, ведя наблюдения из окрестностей точки Лагранжа L2 в системе «Солнце — Земля».

В декабре прошлого года обсерватория начала научную программу, а 10 июня 2020 года ART-XC завершил первый обзор всего неба в диапазоне энергий рентгеновских квантов 4–12 килоэлектронвольт, что позволило ученым построить карту небесной сферы с рекордным угловым разрешением менее одной угловой минуты. Ранее сравнимой детализацией обладала лишь карта неба, построенная на базе данных, собранных в мягком рентгеновском диапазоне 30 лет назад космической обсерваторией ROSAT, а для жесткого рентгеновского диапазона существовали карты с худшим угловым разрешением.

Теперь астрономам необходимо выделить на карте отдельные источники рентгеновского излучения и определить их природу. Обсерватория продолжит свою работу и в ближайшие 3,5 года ART-XC проведет еще семь обзоров неба, что позволит сделать карту неба более детальной.

Ранее мы рассказывали о том, как «Спектр-РГ» увидел пробуждение черной дыры, доказал принадлежность двойной к редкому типу и рассмотрел Мышку в центре Млечного Пути.

Телескоп TESS отыскал экстремально плотный горячий нептун в «пустыне нептунов»