На Байконуре запустили космическую обсерваторию «Спектр-РГ»

Космическая обсерватория «Спектр-РГ» стартовала с космодрома Байконур в 15:31 по московскому времени на борту ракеты-носителя «Протон-М». Трансляция запуска велась на YouTube.

Обновлено: в 15:40 произошло успешное отделение третьей ступени.

Обновлено: через два часа после запуска с Байконура произошло успешное отделение разгонного блока ДМ-03 от космического аппарата, панели солнечных батарей раскрылись, сообщили N+1 в ИКИ РАН.

Обсерватория «Спектр-РГ» («Спектр-Рентген-Гамма») проектировалась совместно с NASA еще с середины 1980-х, изначально планировалось запустить телескоп еще в 1995 году. Позднее от сотрудничества с NASA отказались и проект стал российско-немецким. Космический аппарат создан в НПО имени Лавочкина на базе платформы «Навигатор», на ней же был построен «Радиоастрон», миссия которого официально завершилась в мае. На «Спектр-РГ» установлены два рентгеновских телескопа: eRosita, созданный в Институте внеземной физики Общества Макса Планка и ART-XC, разработанный Институтом космических исследований РАН и изготовленный Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики в Сарове.

В апреле «Спектр-РГ» привезли на Байконур, но затем запуск телескопа несколько раз переносили. 13 июля в 15:31 ракета-носитель «Протон-М» успешно стартовала с обсерваторией на борту.

После запуска телескоп самостоятельно лететь к месту постоянной работы — точке Лагранжа L2. Это примерно в 1,5 миллионах километров от Земли, чтобы добраться туда, у «Спектра-РГ» уйдет более ста дней. К наблюдениям обсерватория приступит в октябре 2019 года.

Академик Рашид Сюняев, автор научной программы миссии «Спектр-РГ», отметил, что самыми критичными будут первые четыре года наблюдений, за это время планируется провести восемь обзоров неба в рентгеновском диапазоне. Предполагается, что «Спектр-РГ» будет работать каждый день, фиксируя сдвиг небесной сферы на один градус и передавая данные на Землю. В последующие за этим два с половиной года планируется детально изучить примечательные объекты, обнаруженные при составлении карты неба. Подробнее о будущих наблюдения аппарата читайте в материале «Мы проведем тотальную перепись».

Также сегодня идет подготовка миссии «Спектр-УФ», оборудование проекта готово примерно на 70 процентов