Малые фламинго подрались из-за корыта с водой

Британские исследователи выяснили, что агрессивность малых фламинго (Phoeniconaias minor) в неволе объясняется ограниченностью предоставляемых ресурсов. Для этого ученые в течение трех лет следили за 45 фламинго в одном из британских заповедников. В случае, когда птицам приходилось кучковаться у корыта с водой, они тратили меньше времени на сам поиск пищи и чаще атаковали сородичей. Статья опубликована в журнале Ethology

Розовый окрас фламинго обеспечивают природные пигменты каротиноиды, которые в большом количестве содержатся в водорослях — их основной пище: соответственно, яркость оперения фламинго напрямую зависит от того, насколько успешно они находят себе пропитание. Так как стаи фламинго очень многочисленны (некоторые достигают миллиона особей), поиск пищи подразумевает и определенную конкуренцию, что может приводить к внутривидовой агрессии. По сути, в такой ситуации преимущество будет у самых ярких особей, так как они питаются лучше остальных, но до сих пор до конца не ясно, чем именно объясняется агрессивность фламинго и что, соответственно, обеспечивает их успех при высокой конкуренции.

Изучить этот вопрос подробнее Пол Роуз (Paul Rose) из Эксетерского университета и Лора Сул (Laura Soole) из Спаршолтского колледжа в Винчестере: в течение трех лет они следили за 45 малыми фламинго, которые обитают в Слимбриджском водном заповеднике в Великобритании. У фламинго был доступ к четырем способам поиска пропитания: в корыте с водой, закрытом водном резервуаре, открытом резервуаре и в пруду.

Исследователи записывали поведение птиц на видео, отмечая моменты, когда те искали себе пропитание (основной способ поиска пищи для фламинго — фильтрация) и взаимодействовали с сородичами: подходили к ним близко, предупреждали (выгибали шею в сторону другой особи), нападали, клевали, гнались или отступали. Также ученые оценили окрас каждой особи в момент проявления того или иного агрессивного поведения по шкале от одного до четырех, где один — преимущественно белый, а четыре — ярко-розовый с красными контурными перьями.

Ученые заметили, что при питании из корыта с водой фламинго тратят меньше времени на поиск пищи и ведут себя более агрессивно (p < 0,001), что объясняется сильно ограниченными ресурсами. Агрессивное поведение птиц не зависело от их пола, а вот особи постарше были более агрессивны — в особенности, к особям помладше. Что касается окраса фламинго, то самыми агрессивными оказались птицы с розоватым окрасом, но не самые яркие (те, кому по шкале окраса поставили тройку): самые яркие фламинго, в свою очередь, меньше всего атаковали других особей и также меньше времени тратили на поиск пищи (p < 0,004).

Авторы работы заключили, что для более комфортного проживания фламинго в неволе необходимо внимательнее подбирать возможные способы добычи пищи. Судя по всему, ограниченное питание из кормушек для птиц неблагоприятно: в случае, когда приходится добывать пищу из небольшого корыта, фламинго более склонны вести себя агрессивно и тратить меньше времени на сам поиск пищи, что может ухудшить качество их жизни.

Помимо необычного окраса фламинго также известны своей способностью долго стоять на одной ноге и не падать: несколько лет назад ученые выяснили, что в такой позе птицы практически не тратят мышечных усилий.

Потепление сократило разнообразие млекопитающих в городах Канады и США