Кубсат-телескоп впервые увидел транзит экзопланеты по диску звезды

Анализ данных кубсата-телескопа ASTERIA, запущенного в 2017 году с борта МКС, показал, что он смог успешно пронаблюдать транзит суперземли 55 Рака е по диску своей звезды. Препринт работы опубликован на портале arXiv.org.

Подавляющее большинство известных на сегодня экзопланет и кандидатов в них были обнаружены при помощи метода транзитной фотометрии, заключающегося в том, что телескоп отслеживает кратковременные периодические падения яркости звезд, вызванных прохождением планет по их диску. Чувствительность метода можно увеличить, если использовать не наземную, а космическую обсерваторию (например, «Кеплер» или TESS), однако рассматривается также возможность создания группировок из телескопов в виде небольших околоземных спутников.

Телескоп ASTERIA (Arcsecond Space Telescope Enabling Research In Astrophysics) был разработан для демонстрации возможности проведения высокоточных фотометрических наблюдений при помощи оптической системы, установленной на спутнике-кубсате формата 6U. Он имел размеры 23,9 х 11,6 х 36,6 сантиметров, массу 10,2 килограмма и поле зрения 28,6 квадратных градусов. Телескоп ASTERIA запустили с борта МКС 20 ноября 2017 года, кубсат проработал два года (в восемь раз больше запланированного срока службы).

Группа астрономов во главе с Мэри Кнапп (Mary Knapp) из Массачусетского технологического института опубликовала результаты наблюдений телескопа за системой звезды 55 Рака A, расположенной в 40 световых годах от Солнца, которая содержит пять экзопланет. Телескоп ASTERIA смог увидеть прохождение суперземли 55 Рака е по диску звезды, что вызывало падение ее яркости на 0,04 процента. Однако точности проведенных наблюдений недостаточно, чтобы можно было говорить о независимом обнаружении экзопланеты без предварительного знания ее орбиты.

Астрономы отмечают, что космический телескоп ASTERIA, несмотря на малое поле зрения и размеры, показал, что способен конкурировать со многими наземными телескопами. Это означает, что увеличив точность наведения на цель и размер апертуры, можно создать группировку из небольших и относительно недорогих околоземных телескопов, которая сможет получать большой объем высокоточных фотометрических данных, что может привести к открытию новых экзопланет. В частности, сейчас ведутся работы по созданию группировки ExoplanetSat из кубсатов формата 3U.

Ранее мы рассказывали об успешном завершении программы Mars Cube One, в рамках которой были запущены первые в истории межпланетные кубсаты, а также о проекте SunRISE, в ходе которого в середине 2023 года на околоземной орбите будет развернут интерферометр из кубсатов для изучения Солнца.

Александр Войтюк