Японские ученые выяснили, что крысам нравятся поглаживания человека. Для этого они в течение восьми недель через день по пять минут гладили молодых крыс: некоторых — все время, других — только первые или последние четыре недели. Крысы, которые привыкли к поглаживаниям, пищали с частотой 50 килогерц, когда их гладили (такую вокализацию связывают с получением удовольствия), а также в открытом пространстве следовали за рукой экспериментатора, который их гладил. Кроме того, в их головном мозге после поглаживаний наблюдалась повышенная концентрация окситоцина, пишут ученые в Scientific Reports.
Физический контакт (например, груминг — чистящие вычесывания и вылизывания) довольно распространен среди социальных животных: он, в частности, помогает наладить связь между особями и даже может снизить стресс. Чуть реже встречается межвидовой физический контакт; частый случай — прикосновения между людьми и их домашними животными, которые могут быть благоприятны для обеих сторон.
В этом контексте, однако, чаще изучают собак и кошек, а вот другим животным, которые часто контактируют с человеком (например, лабораторным), уделяют чуть меньше внимания. Тацуши Онака (Tatsushi Onaka) и его коллеги из Медицинского университета Джичи решили сосредоточиться на крысах. Всего в их эксперименте приняли участие 44 самца, которых разделили на четыре группы в возрасте трех недель. В течение последующих восьми недель экспериментатор гладил крыс рукой, положив на колени, в течение пять минут через день, записывая издаваемые ими звуки. Первую группу гладили все восемь недель, вторую — первые четыре недели, а третью — последние четыре недели. Крыс из контрольной группы не гладили вообще.
По окончании восьми недель ученые провели ряд дополнительных экспериментов: они следили за тем, следуют ли животные за рукой, которая их гладила, отдают ли ей предпочтение в открытом пространстве, когда можно подойти либо к руке, либо к другому объекту (в этом эксперименте — бутылке), а также можно ли считать поглаживания вознаграждающим стимулом для крыс: другими словами, будут ли они выходить из одной комнатки в другую только для того, чтобы их погладили.
Ученые выяснили, что крысы, которых гладили последние недели эксперимента и все восемь недель значительно (p < 0,0001) чаще пищат на частоте 50 килогерц по сравнению с крысами, которых гладили только в первые четыре недели, и крысами из контрольной группы. Такая вокализация, по словам ученых, характерна для крыс, испытывающих радость — это позволило ученым сделать вывод, что крысам поглаживания человеком в действительности нравятся.
Кроме того, крысы их всех экспериментальных групп проводили гораздо (p < 0,0001) больше времени рядом с рукой, которая их гладила, а не с другим объектом, по сравнению с контрольной группой, для которой разницы между бутылкой и рукой не было. Кроме того, крысы, которые были приучены к поглаживаниям человека, также чаще следовали за его рукой (p < 0,0001).
После всех поведенческих экспериментов ученые взяли несколько крыс из каждой группы: одну половину погладили, а вторую — нет, а затем — умертвили, чтобы проанализировать экспрессию фактора транскрипции c-Fos в иммунореактивных окситоциновых нейронах — характерный показатель активности нейромедиатора, который можно измерить в тканях головного мозга сразу после воздействия стимула. У всех крыс, которых приучили к поглаживаниям, маркеров активности окситоцина post mortem сразу после поглаживания наблюдалось больше, чем у контрольных крыс (p = 0,03).
Авторы работы пришли к выводу, что крысы могут проявлять аффилиативное поведение по отношению к человеку, если их приучить к поглаживаниям. От поглаживаний, в свою очередь, в головном мозге крыс повышается концентарция окситоцина — пептидного гормона и нейромедиатора, который отвечает за построение и поддержание социальных связей.
Вообще, человек и крыса могут общаться друг с другом довольно близко — и даже играть: например, в сентябре прошлого года нейробиологам удалось научить грызунов играть с ними в прятки.
Елизавета Ивтушок