NASA внесло изменения в заключенный с SpaceX контракт на запуск ракеты-носителя Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon и людьми на его борту. Согласно изменениям, внесенным в контракт, летные испытания Crew Dragon в рамках программы Demo-2 продлены с 14 до 119 дней. При этом компания SpaceX получила разрешение повторно использовать первую ступень ракеты-носителя Falcon 9 и космичческий корабль Crew Dragon для доставки людей на Международную космическую станцию.
Crew Dragon был впервые использован SpaceX для доставки людей на Международную космическую станцию 30 мая 2020 года. Это был первый пилотируемый полет частного космического корабля в истории и первый с 2011 года американский пилотируемый космический полет. В состав экипажа этой испытательной миссии вошли космонавты Даглас Хёрли и Боб Бенкен. Космический корабль Crew Dragon с людьми на борту успешно пристыковался к МКС 31 мая. Стыковка прошла в полностью автоматическом режиме.
Разработка Crew Dragon ведется с середины 2000-х годов, причем в 2014 году программу поддержало NASA. Космический корабль способен перевозить четырех человек и проводить на МКС до 200 дней. Аппарат оснащен 16 силовыми установками Draco для маневрирования и 8 двигателями SuperDraco в составе системы аварийного спасения экипажа. Как ожидается, осенью 2020 года начнется пробная эксплуатация грузовой версии Crew Dragon, предназначенной для перевозки до шести тонн грузов.
В 2019 году состоялся первый демонстрационный полет (Demo-1) Crew Dragon, во время которого корабль успешно пристыковался к Международной космической станции, а затем вернулся на Землю.
Василий Сычёв
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.