Исследователи из Facebook опросили почти 38 тысяч пользователей из 18 стран и выяснили, что склонные сравнивать себя с другими люди проводят больше времени в социальной сети, имеют больше онлайн-друзей и, соответственно, потребляют больше контента. Кроме того, среди опрошенных обнаружилось около 20 процентов пользователей, которые в последние две недели перед опросом увидели пост, заставивший их думать о себе плохо. Работа опубликована на сайте Facebook.
Поведение человека в контексте интернет-коммуникации и социальных сетей начали активно изучать в начале 2010-х годов. С тех пор ученые неоднократно показывали, что время в интернете в общем и в соцсетях в частности значимо коррелирует со здоровьем. У подростков пользование социальными сетями (наряду с просмотром телевизора) связывают с развитием депрессии, а также с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; среди взрослых те, кто больше времени проводят в социальных сетях, меньше довольны жизнью, а вот удаление страницы на Facebook, согласно одному исследованию, способно сделать людей чуть счастливее.
При этом понятно, что сами по себе соцсети не влияют на самочувствие человека и его здоровье. Это связь обязательно чем-то регулируется: в случае физического здоровья это может быть время, которое пользователь предпочитает проводить в интернете, а не, например, на прогулке, а в случае психического здоровья — тем контентом, который пользователь в социальных сетях потребляет. С учетом того, что с помощью соцсетей достаточно удобно следить за жизнью других людей (не только близких, но и незнакомых) дело отчасти может быть в социальном сравнении — то есть стремлении сравнивать себя и свои действия с другими.
Проверить связь между пользованием соцсетями и потребностью в социальном сравнении решили исследователи из Facebook под руководством Мойры Бёрк (Moira Burke). В их исследовании приняли участие 37729 пользователей Facebook из 18 различных стран (Великобритания, США, Франция, Норвегия, Индия, Япония, Корея и другие страны, среди которых России нет).
Все участники заполнили опрос на определение уровня социального сравнения: в нем использовались вопросы вроде «Как часто вы ориентируетесь на действия других, чтобы решить, как стоит поступить вам?». Так как опрос в первую очередь касался поведения в интернете, в начало каждого вопроса ученые добавили «Когда вы пользуетесь Facebook...». Кроме того, участников также попросили рассказать, видели ли они в последнее время какой-нибудь пост, который заставил бы их чувствовать себя плохо, — и ответить на пару вопросов об этом опыте.
Опросы участников исследователи проанализировали вместе с логом их активности на Facebook за четыре недели до заполнения опроса. Данные были полностью анонимными: исследователи не могли видеть, на каких страницах сидели участники, но могли оценить демографию пользователей, с которыми они взаимодействуют, количество лайков и комментариев.
Исследователи выяснили, что стремление сравнивать себя с другими напрямую связано с количеством времени, которое пользователь проводит в фейсбуке, возрастом и количеством друзей (уровень значимости везде — p < 0,001). Так, больше всего к социальному сравнению стремились те, кто проводит на Facebook больше времени и имеет больше друзей (соответственно, потребляет больше контента), а потребность эта снижалась с возрастом. Кроме того, были отличия и по странам: пользователи из США, к примеру, были более склонны сравнивать себя с другими, чем пользователи из Мексики.
Около 20 процентов участников также сообщили о том, что в последние две недели видели пост, который заставил их чувствовать себя хуже относительно самих себя. Однако из этих участников только половина высказалась о том, что не хотела бы видеть этот пост.
То, что человек, живущий в обществе, не может обойти социальное сравнение стороной, совершенно понятно: его самооценка так или иначе будет зависеть от того, насколько успешными ему кажется другие люди. В социальных сетях это, однако, может усугубиться: информационный поток становится в разы больше, а также растет и количество людей, с которыми пользователь может себя сравнить.
В качестве решения проблемы авторы работы предложили возможные изменения дизайна сайта: убрать количество лайков и комментариев, улучшить распределение постов по темам, а также лоббировать среди пользователей использование кнопки мьюта, которая позволяет ограничить количество появлений определенных людей в ленте.
Исследователи из Facebook довольно часто анализируют поведение своих пользователей. Несколько лет назад исследователям компании удалось научиться определять по постам людей с алкогольной зависимостью и потенциальных самоубийц. «Вконтакте», кстати, для таких исследований тоже используют: в прошлом году ученые из НИУ ВШЭ с помощью постов в социальной сети выяснили, что родители чаще упоминают в своих записях сыновей, а не дочерей.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Елизавета Ивтушок