Дочери подверглись дискриминации в социальных сетях родителей

Ученые из Высшей школы экономики проанализировали посты более полумиллиона пользователей социальной сети «ВКонтакте» и выяснили, что сыновей упоминают гораздо чаще, чем дочерей, причем касается это как постов, сделанных матерями, так и тех записей, которые сделали отцы. Также посты про сыновей в среднем набирали больше лайков. Результаты исследования были опубликованы в декабре в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Гендерная дискриминация проявляется не только в отношении людей сознательного возраста, но может повлиять и на детей, причем даже до того, как они родились: исследования, включающие масштабные опросы населения, показывают, что будущие родители чаще надеются на появление сыновей, а также хотят, чтобы среди детей их было большинство.

Подобная дискриминация (пусть она и выражается в легкой форме) может в дальнейшем повлиять на особенности воспитания ребенка: на желанного сына может тратиться больше ресурсов, чем на дочь, которую хотели меньше. Елизавета Сивак и Иван Смирнов из Высшей школы экономики решили проанализировать, как гендерная дискриминация в отношении детей влияет на публикацию постов о детей в социальных сетях.

Для этого они проанализировали более 60 миллионов постов, оставленных в 2016 году 635665 пользователями «ВКонтакте» в возрасте от 18 до 50 лет, проживающих в Санкт-Петербурге. Из них они выбрали посты, в которых упоминаются слова «дочь» и «сын», а также их аналоги (например, «доченька», «доча» или «сыночка»). В датасет также попали данные о поле автора поста, а также о количестве оставленных лайков.

Исследователи выяснили, что число пользователей социальной сети, упоминающих своих сыновей, выше, чем число тех, кто упоминает дочерей. Касалось это как постов, которые были оставлены женщинами, так и постов, которые оставили мужчины. Кроме того, посты про сыновей получали больше лайков: к примеру, один пост про сына, написанный женщиной, в среднем получил от женщин на четыре лайка больше, чем пост аналогичный пост о дочерях, а от мужчин — в среднем на 0,7 лайка больше.

Авторы работы отмечают, что обнаруженная ими гендерная дискриминация может негативно сказаться на дочерях: упоминания сыновей не только чаще встречаются в социальных сетях родителей, но и получают больше лайков, что для детей может выступать в качестве своеобразного позитивного фидбека, указывающего на повышенное внимание к ним. Снижение такого фидбека в сторону девочек может, например, отрицательно повлиять на их самооценку.

Открытые данные, собранные исследователями в социальных сетях, часто используются в социологических исследованиях. К примеру, три года назад ученые использовали данные из Facebook для того, чтобы изучить, как на выбор работы влияет профессия разных членов семьи.

Елизавета Ивтушок

В первоначальной версии заметки было сказано, что исследователи проанализировали 635665 постов «ВКонтакте». На деле же это это число пользователей, попавших в выборку, а количество проанализированных записей превышает 60 миллионов. Редакция приносит свои извинения за допущенную ошибку.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
После нападений волков на скот немцы отдали больше голосов правой партии «Альтернатива для Германии»