Американские ученые обнаружили двустороннюю связь между стремлением к получению нового опыта при прогулках и хорошим настроением. В течение нескольких месяцев они изучали перемещения 122 жителей Майами и Нью-Йорка и изменения их настроения и выяснили, что в те дни, когда участники посещали больше разнообразных мест, их настроение было лучше. На связь указал и анализ функциональных связей их мозга в состоянии покоя, пишут ученые в Nature Neuroscience.
Подопытных животных, например, грызунов, часто держат в так называемой «обогащенной среде» (enriched environment): в такой среде доступное пространство часто больше, а также животные в них могут пользоваться различными игрушками, например, колесиком для бега. Часто животных в такой среде держат вместе, а исследования показывают, что при условии, что у каждой особи достаточно территории для защиты от агрессии, обогащенная среда в действительности благоприятнее обычной.
Одна из причин такого благоприятного влияния — эффект новизны, и в своей работе Аарон Хеллер (Aaron Heller) из Университета Майами и его коллеги решили проверить, как новизна при изучении среды может повлиять на психологическое самочувствие человека. В их исследовании приняли участие 122 жителя Нью-Йорка и Майами: их перемещения ученые отслеживали в течение трех–четырех месяцев с помощью фитнес-трекеров. На основании перемещений участников ученые каждый день рассчитывали коэффициент энтропии перемещения — показатель, который используется для оценки активность в экспериментах с животными. Коэффициент зависит от того, сколько времени участник эксперимента провел в одном каком-либо месте, и сколько всего этих мест было: таким образом, чем больше показатель энтропии, тем больше мест участник посетил за день, проведя в них примерно одинаковое количество времени. Напротив, минимальный показатель энтропии будет относиться к тем дням, в которые участник, например, сидел дома.
Помимо этого участники также каждый день в случайное время получали на электронную почту онлайн-опросники, по которым ученые оценивали их настроение (а точнее — аффект: отрицательные или положительные эмоции, которые участники испытывали). При анализе данных, таким образом, исследователи рассчитали корреляцию между изменениями настроения и энтропией перемещения; при анализе также учли и побочные переменные: город (Майами или Нью-Йорк), день недели, время заполнения опроса, расстояние, которое участник прошел за день, а также погоду — величину осадков и температуру.
Ученые выяснили, что настроение участников в среднем было лучше в те дни, когда энтропия перемещений была выше (p = 0,014), а из всех побочных переменных на настроение влиял только день недели (настроение к концу недели становилось лучше). Другими словами, чем больше мест человек посещал за день, тем лучше было его психологическое состояние в этот же день.
Далее ученые рассмотрели, какую роль в обнаруженной корреляции играет новизна. Так как данные, которые они использовали, были довольно ограничены (три–четыре месяца наблюдений), они не могли точно определить, можно ли считать посещенные участниками локации в действительности новыми. Вместо этого они оценивали новизну по тому, встречалось ли посещенное в один день место в другие дни: например, если у участника есть любимый парк на окраине, но за время наблюдений он впервые посетил его в конце второй недели, то относительно этого временного отрезка локация считалась новой.
Новизна положительно коррелировала и с энтропией перемещения (p < 0,001) и с настроением (p < 0,001): другими словами, люди не только предпочитали новые места, если много двигались по городу, но и лучше чувствовали себя психологически, если таких мест было больше. Кроме того, оказалось, что и энтропия перемещения, и настроение также коррелируют с социодемографическими различиями посещенных местностей: другими словами, те, кто больше перемещался, предпочитали посещать разнообразные места, и это было связано с повышенным настроением.
Разумеется, по направлению связи по полученным данным точно сказать ничего нельзя: вполне возможно, что участники предпочитали много ходить по разным местам в те дни, когда у них было хорошее настроение, а не повышали себе настроение прогулками. Ученые, однако, обнаружили корреляцию только между настроением и энтропией перемещения в один день: энтропия за предыдущий день не влияла на настроение в следующий и, точно так же, настроение в предыдущий день никак не было связано с энтропией за последующий.
Напротив, количество новых посещенных мест за предыдущий день и день измерения и их социодемографического разнообразия вместе предсказывали хорошее настроение в день измерения и наоборот — настроение за предыдущий день и день измерения коррелировали с тем, сколько новых и разных мест участник посетит в текущий день (все p < 0,05). Связь между прогулками по разным местам и настроением, таким образом, оказалась, с одной стороны, двусторонней, а с другой — продолжительной в рамках одного–двух дней.
Наконец, в самом конце исследования часть участников (58 человек) приняли участие в фМРТ-сканировании в состоянии покоя. Ученые обнаружили, что положительная корреляция между энтропией перемещения и настроением участников была связана с функциональными связями между полосатым телом и гиппокампом (p < 0,001) — участками, которые, с одной стороны, относят к системе вознаграждения, а с другой, отвечают за получение нового опыта (кроме того, гиппокамп также отвечает и за ориентацию в пространстве).
Авторы работы заключили, что новый опыт, которые люди получают в доступном им пространстве, в действительности связан с тем, как меняется их настроение — и на это также указывает и анализ функциональных связей их мозга. Разумеется, не стоит забывать, что эта связь двусторонняя: другими словами, как люди в хорошем настроении могут стремиться к большей новизне, так и бóльшая новизна может помочь им улучшить настроение. Для установления точных причинно-следственных связей, по словам ученых, необходимо будет провести дополнительные исследования.
Благоприятным может быть и общение с кем-то новым: например, в ноябре ученые выяснили, что зависимые от кокаина мыши при встрече с новой особью отвлекаются от вещества на общение. При этом новый, незнакомый предмет (в исследовании это был кубик Рубика) был не так эффективен.
Елизавета Ивтушок
Детям предложили поиграть во врачей
Дети, которые во время взятия крови из вены пользовались VR-гарнитурой, испытывают меньше болевых ощущений и тревоги, чем дети, которым кровь берут традиционным способом. Кроме того, как сообщается в журнале JAMA Network Open, сама манипуляция при использовании виртуальной реальности проходит быстрее.