Эоценовые анчоусы оказались крупными саблезубыми хищниками

Палеонтологи описали новый род ископаемых рыб и вместе с уже известным родом отнесли к семейству анчоусовых. Крупные размеры и мощные клыки указывают на хищный образ жизни этих рыб. Вероятно, они заняли экологическую нишу, которая освободилась после мел-палеогенового вымирания. Авторы статьи, опубликованной в журнале Royal Society Open Science, указывают на целый ряд хищных рыб, которые появились в раннем палеогене, и предполагают, что современные анчоусы могли произойти от хищников.

В раннем палеогене появилось большое многообразие костистых рыб — большинство известных нам видов зародилось в этот период. Причина, считают ученые, в том, что после мел-палеогенового вымирания освободилось множество экологических ниш, и новые виды поспешили приспособиться к этим билогическим ролям. Так, в результате вымирания исчезли группы крупных хищных костистых рыб, и на границе палеоцена и эоцена появились макрели, барракуды, каранксы и парусниковые рыбы. Если эти группы развились благодаря мел-палеогеновому вымиранию, то и другие рыбы могли воспользоваться возможностью и приобрести новые экологические роли. Однако такие примеры исследованы мало.

Группа ученых из Бельгии, Италии и США под руководством Алессио Капобьянко (Alessio Capobianco) из Мичиганского университета с помощью микрокомпьютерной томографии изучала анатомию ископаемых раннего и среднего эоцена, которых отнесли к отряду Сельдеобразных (Clupeiformes). Первый образец из Королевского бельгийского института естественных наук уже был описан как представитель анчоусовых, Clupeopsis straeleni. В этом экземпляре, который датируют 54 миллионами лет, практически полностью сохранился череп и тело до спинного плавника общей длинной 278 миллиметров.

Второй образец — сломанный череп длиной 104 миллиметра — нашли в Пакистане в 1977 году. Экземпляр отнесли к новому роду и виду и назвали Monosmilus chureloides. Родовое название переводится как «один нож» и является отсылкой к мощному асимметричному клыку рыб, а chureloides означает «подобный чурелу», демону-вампиру с длинными клыками из мифологии Южной Азии.

Оба описанных вида рыб, Clupeopsis и Monosmilus, схожи строением челюстей, необычным для костистых рыб: на сошнике (непарной кости в передней части основания черепа) расположен один сильно увеличенный клык, в дополнение к ряду крупных челюстных клыков. Clupeopsis, как было показано ранее, относится к семейству анчоусовых (Engraulidae) подотряда сельдевидных (Clupeoidei), и Monosmilus приписали к этой же группе из-за сходства с Clupeopsis.

Clupeopsis и Monosmilus в разы крупнее современных и известных ранее вымерших анчоусов и всех сельдевидных. Длину представителей этих родов нельзя измерить точно из-за того, что доступные образцы сохранились не полностью, однако ученые оценивают их размеры в 50 сантиметров и метр. Крупные размеры, мощные клыки и челюсти указывают на хищнический образ жизни этих рыб, тогда как современные сельдевидные питаются планктоном. Хищничество Clupeopsis и Monosmilus свидетельствует в пользу гипотезы о том, что современные анчоусы произошли от рыбоядных животных.

Мел-палеогеновое вымирание подтолкнуло развитие не только рыб: например, в последующий период стал резко увеличиваться мозг птиц. Млекопитающие едва не вымерли вместе с динозаврами, однако борьба за выживание помогла им адаптироваться и занять множество экологических ниш. А резкое потепление в начале эоцена заставило млекопитающих уменьшить свои размеры.

Палеонтологи приняли современное пчелиное гнездо за организм возрастом в полмиллиарда лет