Ученые на выборке в 147,8 тысячи жителей разных стран показали, что у тех людей, которые потребляют хотя бы две порции молочной продукции в день, реже диагностируют метаболический синдром по сравнению с теми, кто не употребляет молочные продукты вообще. Также у них реже развиваются диабет и гипертония. Связь, однако, не наблюдается, если человек потребляет только обезжиренные молочные продукты. Статья опубликована в журнале BMJ Open Diabetes Research & Care.
Так как молочные продукты — это один из основных источников насыщенных жиров, ими советуют не злоупотреблять: к примеру, в своей недавней рекомендации по здоровому питанию Всемирная организация здравоохранения настояла отдавать предпочтения молочным продуктом с низким содержанием жиров. Тем не менее, большие популяционные исследования указывают на то, что потреблять молочные продукты обычной жирности в достаточных количествах все же важно — как минимум, для сердечно-сосудистой системы.
В свою очередь, один из главных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также ожирения и диабета — наличие метаболического синдрома. Проверить, как связаны молочные продукты в диете и риск развития этого синдрома, решили ученые под руководством Баладжи Бавадарини (Balaji Bhavadharini) из Университета Макмастера. Для своего анализа они использовали данные из крупного популяционного исследования The Prospective Urban Rural Epidemiological (PURE): база данных этого исследования обновляется ежегодно и содержит информацию о жизни и здоровье жителей 21 страны Европы, Азии и Америки (России в списке стран нет). На момент проведения нового исследования была доступна информация о 147812 мужчинах и женщинах в возрасте от 35 до 70 лет. Для каждого участника исследования были доступны данные, обновляемые в среднем в течение девяти лет.
Чтобы оценить связи между потреблением молочных продуктов и метаболическим синдромом ученые, использовали данные о 112992 участниках, для которых была доступна информация о наличии симптомов: скопление жира в области живота, давление, а также уровни сахара, жиров и липопротеинов высокой плотности в крови. Авторы выяснили, что метаболический синдром гораздо реже (p < 0,0001) встречался у тех, кто потреблял хотя бы две порции молочных продуктов в день — по сравнению с теми, кто исключил их из своего питания совсем. Важная была жирность молочных продуктов: установленной связи не наблюдалось среди тех, кто отдавал предпочтение только обезжиренным продуктом (хотя их можно было совмещать с продуктами с нормальным содержанием жиров).
Далее ученые отдельно оценили влияние диеты на риск развития диабета и эпизодического повышенного кровяного давления в перспективе. Среди тех участников, которые потребляли минимум две порции молочной продукции в день (по сравнению с теми, кто не ел молочные продукты вообще), в дальнейшем реже диагностировали и диабет (p = 0,01) и гипертонию (p = 0,02). Опять же, для потребления исключительно обезжиренных молочных продуктов такой связи не наблюдалось.
От редактора
За одну порцию молочного продукта в этом и большинстве других исследований считаются, к примеру, стакан молока объемом 250 миллилитров, одна чайная ложка сливочного масла или два кусочка сыра по 20 граммов каждый. Также в исследовании противопоставляются жирные и обезжиренные молочные продукты: это, к примеру, молоко с классической 3,2–3,6-процентной жирностью и с жирностью менее 1 процента.
Авторы, таким образом, указали на связь между потреблением молочных продуктов и развитием метаболического синдрома, диабета и повышенного давления. Тем не менее, они уточнили, что для того, чтобы указать на прямую связь (тем более — причинно-следственную) понадобятся дополнительные, рандомизированные клинические исследования.
Два года назад на выборке из исследования PURE ученые также выяснили, что умеренное потребление соли не связано с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний. Прочитать об этом можно здесь.
Елизавета Ивтушок
Эффект продлился несколько месяцев
Американские ученые в рамках клинического исследования выяснили, что восемь сеансов флоатинга за месяц (по два раза в неделю) значительно снижают тревожность и неудовлетворенность собственным телом у людей с нервной анорексией. Как сообщается в журнале eClinicalMedicine, такой эффект сохранялся на протяжении нескольких месяцев. При нервной анорексии человека не устраивает его внешний вид из-за мнимого лишнего веса. Из-за этого он начинает неконтролируемо худеть, что может приводить к тяжелым расстройствам здоровья и даже смерти. Часто это заболевание сопряжено с повышенной тревожностью, и в целом, ложится большим бременем на семью и общественное здравоохранение. Высокий риск рецидива делает эту болезнь трудно курируемой и приводит к высокой смертности. Поэтому поиск новых подходов к терапии нервной анорексии становится все более важной задачей в психиатрии. В камерах сенсорной депревации — флоатинг-капсулах — человек изолирован от любых ощущений: на него не действуют ни звук, ни свет, ни запахи, а сам он находится в растворе высокой плотности с температурой человеческого тела, что позволяет ощущать себя пребывающим в невесомости. В нескольких исследованиях флоатинг использовался в качестве альтернативной терапии тревожных расстройств, однако его потенциал для лечения нервной анорексии все еще изучен слабо. Команда ученых под руководством Сахиба Халсы (Sahib Khalsa) из Университета Талсы исследовала, как флоатинг влияет на тревожность и неудовлетворенность собственным телом у пациентов с нервной анорексией. Для этого они набрали 67 человек с нервной анорексией и случайно распределили их по группам: 45 в группе флоатинга, 22 в группе обычного лечения (в группе флоатинга люди также получали обычное лечение). Исходные характеристики между группами практически не отличались. Процент участников, принимавших психотропные препараты, был выше в группе флоатинга. Участники группы вмешательства посетили в среднем 7,7 сеанса при средней продолжительности сеанса плавания 49,4 минуты. Сразу после окончания курса у пациентов группы флоатинга врачи отметили значительное снижение неудовлетворенности телом от до-до послесессионного периода в группе плавающего отдыха (р < 0,0001), в то время как группа, получавшая обычный уход, не показала существенных изменений в показателях неудовлетворенности телом. Такой эффект сохранялся как минимум в течение 16 недель, однако спустя шесть месяцев неудовлетворенность снова нарастала. Однако общая тревожность продолжала оставаться низкой. В дальнейшем ученые рассчитывают сделать это исследование более масштабным и разобраться, как именно флоатинг может влиять на симптомы нервной анорексии. Недавно американские ученые сообщили, что псилоцибин и психотерапия улучшило состояние пациенток с нервной анорексией.