Китайские ученые рассказали о первой терапии сердца стволовыми клетками

Китайские ученые первыми провели эксперимент по лечению болезни сердца стволовыми клетками, сообщается на сайте журнала Nature. До сих пор первыми считались их японские коллеги, которые рассказали о своих результатах в январе 2019 года. Теперь же китайские исследователи объявили о том, что провели подобную терапию уже год назад. Сейчас они утверждают, что пациенты полностью выздоровели. Однако до публикации их результатов эту информацию нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

После того, как японские ученые Такахаши и Яманака придумали технологию репрограммирования, то есть получения индуцированных плюрипотентных стволовых клеток из взрослых, Япония стала одним из лидеров в регенеративной медицине. В ходе клинических испытаний за последние годы японские ученые уже получили из репрограммированных клеток роговицу и запустили эксперимент по лечению с их помощью болезни Паркинсона.

В январе 2020 года японские ученые взяли новую высоту — они заявили о том, что впервые пересадили пациенту клетки сердечной мышцы, полученные из репрограммированных клеток. Иными словами, взрослые клетки сначала превратили в аналог эмбриональных стволовых, затем вырастили из них кардиомиоциты, нанесли на биоразлагаемую основу и залатали поврежденную сердечную ткань.

Теперь же китайский хирург Ван Дунцзинь (Wang Dongjin) из больницы в Нанцзине рассказал журналу Nature о том, что его команда провела аналогичную операцию еще год назад, в мае 2019-го. По словам Дунцзиня, двое пациентов с тяжелой болезнью сердца получили по 100 миллионов кардиомиоцитов параллельно с операцией шунтирования. Обоим потребовались иммуносупрессоры, чтобы предотвратить воспаление. Оба, по словам врача, испытали легкие нарушения сердечного ритма, но они быстро прекратились.

Ни о каких других побочных эффектах не сообщается, у пациентов не образовалось опухолей, а работа сердца восстановилась. Менее чем через месяц после операции пациентов выписали из больницы, но исследователи в течение года наблюдали за их состоянием, прежде чем рассказать о результатах терапии. Дунцзинь рассчитывает опубликовать свой отчет в научном журнале позже в этом году.

Технологии, которые применяли обе группы ученых, довольно сильно похожи — насколько можно судить по их рассказам. Главное отличие — в методе введения: японские врачи наносили кардиомиоциты на подложку, образуя заплатку, а китайские инъецировали их в чистом виде. Эксперты, которых цитирует Nature, указывают на недостатки обоих методов введения: клетки заплатки хуже держат сердечный ритм, а одиночные клетки слабее приживаются. Тем не менее, сравнить эффективность процедур сейчас не представляется возможным, поскольку ни одна из групп еще не опубликовала подробных данных.

Однако действенность этих методов — не единственный вопрос, который возникает к этим экспериментам. Обеим исследовательским группам предстоит также доказать, точно ли терапевтический эффект вызван именно интеграцией кардиомиоцитов в сердечную мышцу. Как показали эксперименты с другими стволовыми клетками — мезенхимными и кроветворными — улучшение работы сердца может быть вызвано не встраиванием стволовых клеток в ткань, а сигнальными веществами, которые эти клетки выделяют.

Мы уже писали о других попытках справиться с инфарктом миокарда — например, с помощью гидрогеля или заплаток с немышечными типами клеток. А летом 2019 года ученые вырастили модельное «сердце-на-чипе», которое сокращалось по тем же принципам, что и человеческое.

Жидкая микробиопсия и мультиомика помогли определить молекулярный возраст глаза