NASA подписало с компаниями Virgin Galactic и The Spaceship Company соглашение о разработке сверхзвуковых аппаратов для гражданского применения и полетов между двумя точками. Ранее глава Virgin Galactic Ричард Брэнсон рассказал, что в будущем компания может создать сеть аэродромов для сверхзвуковых пассажирских суборбитальных перелетов.
Основное направление деятельности Virgin Galactic — это подготовка туристических суборбитальных космических или высотных атмосферных полетов на космопланах SpaceShipTwo. Компания разработала и активно испытывает гибридную систему, состоящую из самолета-носителя и запускаемого с него космоплана. После взлета на высоту около 15 километров самолет сбрасывает космоплан и тот начинает лететь вверх на своем реактивном двигателе, а после его отключения шесть туристов на несколько минут оказываются в состоянии невесомости и видят Землю и космос через иллюминаторы. И взлет, и посадка самолета-носителя и космоплана происходят на стандартной взлетно-посадочной полосе, что сильно упрощает подготовку к полетам.
Помимо космического туризма компания в сотрудничестве с NASA занимается другими направлениями: отправляет в полет научные инструменты агентства, а также планирует возить на своих космопланах астронавтов для подготовки к полноценным космическим полетам. Теперь Virgin Galactic и ее дочерняя компания The Spaceship Company подписали с NASA соглашение по разработке технологий для высокоскоростных перелетов.
Организации не раскрыли конкретных планов по сотрудничеству, но заявили, что его конечная цель заключается в создании применимых на практике летательных аппаратов, двигающихся на скоростях с высоким числом Маха. Аппараты будут предназначены для гражданских полетов между двумя отдаленными точками.
В заявлении не раскрывается, будет ли Virgin Galactic использовать схему с воздушным стартом с самолета носителя и вообще собственные аппараты. Известно, что Virgin Galactic и The Spaceship Company уже не первый год сотрудничают со стартапом Boom Supersonic, разрабатывающим самолет XB-1, который может стать первым пассажирским сверзвуковым самолетом со времен «Конкорда» и Ту-144.
Использовать космические технологии для быстрых пассажирских перелетов планирует и компания SpaceX. Она собирается использовать для этого разрабатываемую сверхтяжелую ракету Starship. Изначально предполагалось, что для перелетов между городами Земли будет использоваться полноценная двухступенчатая ракета, но в прошлом году в проект внесли изменения и Илон Маск заявил, что для полетов на расстояние до 10 тысяч километров можно будет использовать только вторую ступень, что заметно снизит стоимость и сложность полета.
Несмотря на это, схема SpaceX достаточно сложной в первую очередь из-за того, что ракета будет стартовать не с пригородного аэропорта, а с большой баржи в море, до которой пассажирам будет необходимо добираться на катерах или другом транспорте. Это обусловлено тем, что ракета будет издавать вблизи густонаселенных городов слишком громкий шум, запрещенный современными авиационными стандартами. Проблема шумности стала одной из ключевых в сверхзвуковой гражданской авиации, из-за чего после завершения полетов «Конкордов» им пока так и не создали полноценную замену. Подробности об этом можно прочитать в нашем материале «Включите сверхзвук».
Григорий Копиев
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.