Американские ученые обучили вероятностную модель по данным о пациенте предсказывать вероятность самоубийства за два года до его совершения. Для этого они воспользовались данными о 3,7 миллиона пациентов, из которых с собой покончили около 39 тысяч, и обучили на них байесовский классификатор. Предсказать удалось 38 процентов всех случаев самоубийств с точностью до 90 процентов. Среди факторов, предсказывающих вероятность самоубийства, наиболее значимыми оказались психические расстройства и злоупотребление алкоголем и наркотиками, пишут ученые в JAMA Network Open.
Согласно последнему отчету ВОЗ, опубликованному в сентябре 2019 года, самоубийство — вторая по распространенности причина смерти среди молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет (первое место занимает смерть в результате ДТП). Для регуляции такой динамики правительства некоторых стран вводят различные ограничительные меры, а наиболее используемыми стратегиями считаются ограничение доступа к возможным способам самоубийства (например, запреты на продажу отравляющих веществ) и цензура СМИ. При этом число самоубийств все равно продолжает расти — причем не только в развивающихся странах, но и в развитых.
Более действенным способом сокращения количества самоубийств может быть их своевременная профилактика, но предсказать попытку суицида наверняка может быть очень сложно. Так, прошлогодний метаанализ показал, что наличие суицидальных мыслей не всегда коррелирует с реальной последующей попыткой самоубийства: согласно полученным данным, около 60 процентов покончивших с собой не высказывались о своих намерениях. Интересно, что отсутствие подобной зависимости наблюдалось как у психиатрических пациентов, так и у здорового населения.
При этом, разумеется, определенная зависимость между риском самоубийства и показателями здоровья все же есть: например, у склонных к суицидальным мыслям людей такой риск растет при злоупотреблении некоторыми веществами. Джордан Смоллер (Jordan Smoller) из Общеклинической больницы штата Массачусетс и его коллеги решили подробно разобрать совокупности таких факторов и их влияние на риск самоубийства. Для этого они воспользовались данными о здоровье 3,7 миллиона участников пяти разных медицинских исследований. Для каждой выборки ученые оценили взаимосвязь между определенными показателями здоровья участников и самоубийствами с помощью простой вероятностной модели — наивного байесовского классификатора: половину данных из каждого исследования брали для обучения, половину — для проверки.
За все время исследований и анализа данных было зарегистрировано 39162 случая самоубийств — около 1,1 процента от общей выборки. Факторы, коррелирующие со смертью в результате самоубийства, были разными для разных выборок — в первую очередь из-за разнящихся демографических данных.
Самыми распространенными факторами оказались диагностированные психические расстройства и состояния (в частности, биполярное расстройство и пограничное расстройство личности) и злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также зависимость от них. Кроме того, в список факторов вошли, например, открытые раны конечностей и пережитое нападение с применением холодного оружия. Эти факторы могут быть косвенными: применение опиоидов против боли может привести к их злоупотреблению и наркотической зависимости, а нападение — к симптомам посттравматического стрессового расстройства.
В целом, по всем пяти выборкам вероятностным моделям удалось предсказать 38 процентов случаев самоубийств в среднем за 2,1 года до их совершения с точностью до 90 процентов. Разумеется, использовать такую модель как единственный способ предсказания и преждевременной профилактики суицида нельзя — во многом из-за недостаточной эффективности. При этом выделение вероятных факторов может помочь в профилактике лечащим врачам — даже если эти факторы, как, например, открытые раны, — скорее всего косвенные.
Еще один довольно объективный фактор, который может предсказать вероятность самоубийства, — невосприимчивость к сигналам тела и дискомфорту: как недавно выяснили ученые, люди, совершавшие попытки самоубийства, могут дольше задерживать дыхание и держать руку в холодной воде.
Елизавета Ивтушок
Велосипедисты в жилетах и шлемах казались респондентам менее похожими на людей
Ученые из Австралии проверили, влияет ли защитное снаряжение велосипедистов на то, как их воспринимают остальные. Участники опроса, которым которым предлагали выбрать одну фотографию из пары, посчитали велосипедистов в обычной одежде в большей степени людьми, чем велосипедистов в шлемах и светоотражающих жилетах. Работа опубликована в Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Велосипедная инфраструктура во многих странах развита плохо, и велосипедистам приходится ездить по дорогам вместе с машинами. Это небезопасно само по себе, а еще водители автомобилей иногда ведут себя агрессивно по отношению к людям на велосипедах. Исследование 2019 года показало, что люди дегуманизируют велосипедистов, то есть лишают их — у себя в голове — человеческих черт: интеллекта, рациональности, самоконтроля, индивидуальности, сложных эмоций, морали и так далее. На шкале от таракана до человека 37 процентов респондентов разместили велосипедистов не в самом конце шкалы, то есть посчитали их не вполне людьми. Степень такой дегуманизации предсказывала агрессию по отношению к велосипедистам (преимущественно со стороны водителей). Марк Лимб (Mark Limb) из Квинслендского технологического университета и Сара Коллиер (Sarah Collyer) из университета Флиндерс захотели выяснить, почему люди воспринимают велосипедистов именно так. Авторы предыдущего исследования предположили, что виноват может быть шлем, потому что он частично закрывает лицо, в частности — глаза и волосы, и тем самым делает человека «менее человеком», или другая экипировка. В опросе поучаствовало 563 респондента. Им показывали пары фотографий, на которых был изображен человек — мужчина или женщина — с велосипедом. Велосипедист был либо без головного убора, либо в кепке, либо в велосипедном шлеме, либо в светоотражающем жилете, но без кепки или шлема. Пары изображений создавались случайно, но участникам предъявили все возможные комбинации. Из двух фотографий респонденты должны были выбрать ту, человек на которой, по их мнению, меньше похож на человека. Перед началом испытания участникам предложили выбрать между моделью-мужчиной и моделью-женщиной без экипировок и кепок, чтобы убедиться, что выбор не зависит от пола модели. Велосипедисты в шлемах действительно казались участникам менее человечными, чем велосипедисты в кепках или без какого-либо головного убора и снаряжения — так посчитало от 357 до 397 респондентов. Примерно столько же участников посчитало велосипедистов в кепках менее человечными, чем велосипедистов без головного убора. Но между кепкой и шлемом участники выбирали шлем как атрибут меньшей человечности. Менее всего похожими на людей показались участникам велосипедисты в светоотражающих жилетах. Так, например, при сравнении изображений женщины в кепке и женщины в защитном жилете 398 респондентов посчитали женщину в жилете менее человечной. Судя по всему, велосипедистов в глазах других людей дегуманизирует защитное снаряжение в целом, а не просто шлем. Затем участникам предложили оценить велосипедистов по шкале дегуманизации, в начале которой расположен таракан (это 0), а в конце — человек (100). Эту шкалу респондентам уже показывали в начале исследования, а теперь им нужно было поместить на нее велосипедистов. Около 30 процентов респондентов посчитали велосипедистов не на 100 процентов людьми. В основном среди этих 30 процентов оценки человечности велосипедистов располагались в диапазоне от 81 до 99 процентов. На вопрос о том, почему они выбрали то или иное фото, респонденты отвечали по-разному. Кто-то говорил так: чем больше открытой кожи, тем больше модель похожа на человека. Для других спортивная экипировка указывала на лучшую физическую форму, и, как следствие, большую человечность. Также участники рассказали, как по их мнению воспринимают их водители на дорогах, если они едут на велосипеде. Они подтвердили, что экипировка вызывает больше агрессии, а женщины сказали, что к ним относятся не так агрессивно, как к их друзьям-мужчинам. Возможно, пишут авторы, защитная экипировка вызывает дегуманизацию и большую агрессию из-за того, что она явно указывает на принадлежность велосипедиста к группе. В итоге негативная репутация всей группы с большей вероятностью будет присвоена конкретному человеку. Таким образом, возникает потенциальный конфликт: снаряжение предназначено для того, чтобы сделать езду на велосипеде более безопасной, однако его наличие может вызвать большую агрессию со стороны других людей. Однако авторы отметили, что участники могли выбирать между двумя фотографиями по какому-то собственному принципу (например, эстетическому), то есть результаты могут и не отражать степень дегуманизации. Также они отметили, что их выборка не была репрезентативной выборкой австралийского населения. Среди участников преобладали мужчины среднего возраста с более высокими доходами, чем у среднего австралийца, более высокообразованные и работающие полный рабочий день. Ранее мы рассказывали о том, что во Франции разработали жилет для велосипедистов, который надувается при падении и таким образом гасит удар.