Австралийские ученые провели метаанализ 70 исследований и выяснили, что высказывание суицидальных настроений и мыслей необязательно предшествует реальной попытке совершения самоубийства: около 60 процентов участников исследований, покончивших с собой, не высказывались о своих намерениях вообще. Слабая зависимость между суицидальными настроениями и дальнейшей попыткой самоубийства наблюдалась как у психиатрических пациентов, так и у здорового населения. Статья опубликована в The British Journal of Psychiatry.
Осмотр у психиатра или психотерапевта обычно включает в себя опрос о суицидальных наклонностях пациента: для этого их просят рассказать, бывали ли у них когда-либо мысли или намерения покончить жизнь самоубийством, а также расспрашивают о возможных прошлых попытках. В некоторых случаях специалист проводит осмотр тела на предмет следов пережитых попыток самоубийства или же повреждений: просит показать руки до локтя, шею и другие части тела. В случае, если по рассказам пациента можно сделать вывод о его склонности к суициду, врач сможет назначить ему соответственное лечение вплоть до госпитализации.
Подобный способ считается наиболее эффективным в вопросах предотвращения самоубийств просто потому, что он единственный. В действительности же словесная диагностика может и не указать на суицидальные намерения пациента, причем даже в самый критический момент. Проверить, как суицидальные мысли связаны с последующим риском совершения самоубийства, решили ученые под руководством Кэтрин Макхью (Catherine McHugh) из Сиднейского университета. Они провели метаанализ, для которого были отобраны 70 научных работ, посвященных связи между наличием у пациентов суицидальных мыслей и наклонностей с дальнейшими попытками суицида: первая работа, попавшая в анализ, была опубликована в 1961 году, а последняя — в 2017 году. В анализ были включены как работы, сосредоточенные на изучении пациентов психиатрических клиник, так и исследования, участниками которых были пациенты других медицинских учреждений, военные, заключенные и здоровая популяция.
Участников всех исследований поделили на четыре группы:
Исследователи выяснили, что 60 процентов участников проверенных исследований, покончивших жизнь самоубийством, не высказывались о суицидальных настроениях.
Авторы работы пришли к выводу, что опрос о суицидальных наклонностях и настроениях, включенный в стандартный психиатрический осмотр, может быть неэффективным средством предотвращения реальных дальнейших попыток суицида, так как высказанные настроения мало соответствуют намерениям пациентов. Интересно, что это наблюдалось не только у психиатрических пациентов, но и среди здоровой популяции.
Несмотря на то, что суицидальные мысли не так эффективно предсказывают дальнейшую попытку самоубийства, они могут сильно отравить жизнь, в особенности — при борьбе с депрессией. Недавно с ними научились активно бороться с помощью кетамина и магнитной стимуляции.
Елизавета Ивтушок
Но не повлияла на риск аутоиммунных заболеваний
Датские ученые провели ретроспективное исследование и выяснили, что риск развития деменции увеличивается после любой инфекции в пожилом возрасте. К таким выводам они пришли, проанализировав почти полтора миллиона человек, на которых суммарно пришлось более 14 миллионов человеко-лет наблюдений. Отношение частоты случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось с ростом числа инфекций дозозависимым образом. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Среди врачей и ученых нет единого мнения о том, могут ли инфекции быть причинно связаны с деменцией. Результаты эпидемиологических исследований часто имеют ряд значительных ограничений: в частности, они, как правило, касаются конкретных патогенов, а большая часть из них касаются посмертного изучения тела. Однако несколько популяционных исследований все же находили связь между инфекцией и развитием деменции. Важным вопросом остается и влияние системного воспаления при инфекции на риск развития деменции. Несколько исследований находило связь между таким воспалением, аутоиммунными заболеваниями и деменцией, однако их результаты также были неоднозначными. Джанет Джанбек (Janet Janbek) из Копенгагенского университета со своей командой ретроспективно исследовала связь между инфекциями, аутоиммунными заболеваниями и частотой развития деменции на когорте из 1493896 человек старше 50 лет, за которыми наблюдали в течение 14093303 человеко-лет. За время наблюдения 677147 человек перенесли какую-либо инфекцию, а у 127721 зарегистрировали аутоиммунные заболевания в возрасте старше 50 лет. У 75543 человек диагностировали деменцию в возрасте старше 65 лет. На дату постановки диагноза деменции люди с инфекциями или аутоиммунными заболеваниями были немного старше, чем те, у кого их не было. Наиболее распространены были респираторные инфекции, за которыми следовали инфекции желудочно-кишечного тракта и инфекции мочевыводящих путей. Наиболее распространенными аутоиммунными заболеваниями были ревматоидный артрит и ревматическая полимиалгия. Отношение частот случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось дозозависимым образом с ростом числа инфекций. Пол значимо не влиял на это отношение. Наиболее высокое отношение наблюдалось в течение пяти лет после инфекции. Примечательно, что для аутоиммунных заболеваний ученые не нашли увеличение частоты их встречаемости в зависимости от переменной инфекции. Ученые пришли к выводу, что инфекция может запускать специфические процессы, которые способствуют развитию деменции, и что дело не только в общем системном воспалении. Они рассчитывают, что их работа станет основой для новых фундаментальных исследований в этой области. Похожее ученые наблюдали и ранее, причем инфекции переносились в более молодом возрасте. Статистики заметили, что риск болезней Альцгеймера и Паркинсона оказался связан с острыми инфекциями, которые люди переносили до 20 лет назад.