Антитела к белку Immuno-moodulin снизили тревожность мышей

Ученые нашли ген, экспрессия которого повышена у мышей, склонных к аутоиммунным расстройствам. Соответствующий белок увеличивает тревожность у животных дикого типа, а антитела к нему подавляют тревожность у аутоиммуных мышей. Вещество и его ген назвали Immuno-moodulin; авторы работы предполагают, что белок может стать маркером психических расстройств при аутоиммунных заболеваниях, а антитела к нему могут помочь при обсессивно-компульсивном расстройстве. Статья опубликована в журнале Brain, Behavior, and Immunity.

Многие люди с аутоиммунными заболеваниями страдают еще и от психических расстройств. Например, около 40 процентов пациентов с рассеянным склерозом пытаются совершить самоубийство, около половины показывают высокий уровень тревожности и депрессии. Более того, иммунотерапия может ухудшить психическое состояние. Так, прием интерферона бета, который эффективен для лечения рассеянного склероза, увеличивает риск суицидальных мыслей. Не ясно, как иммунная и нервные системы связаны и влияют друг на друга и какой физиологический процесс лежит в основе возникновения психических расстройств при аутоиммунных заболеваниях.

Ученые из Великобритании, Италии и США под руководством Фульвио д’Аквисто (Fulvio D’Acquisto) из Лондонского университета королевы Марии изучали влияние на иммунные T-клетки аннексина А1. Этот белок участвует в регуляции иммунной системы и в зависимости от контекста может вызывать как положительный, так и негативный эффект, в том числе на активацию T-клеток. Исследователи создали трансгенную линию мышей, у которых экспрессия аннексина A1 в T-клетках была повышена.

У трансгенных животных активизировались воспалительные процессы. Течение искусственно вызванных аутоиммунных заболеваний (энцефаломиелита и волчанки) было значительно более тяжелым по сравнению с контрольными животными (p < 0,0001). В пораженных тканях было повышено содержание T-хелперов типа Th1/Th17.

Ученые обратили внимание, что даже здоровые животные (без аутоиммунных заболеваний) в своих домашних клетках компульсивно копали подстилку, а некоторые мыши выдергивали шерсть у своих соседей. Такое поведение напоминает обсессивно-компульсивное расстройство человека, и исследователи провели с мышами ряд стандартных лабораторных тестов на тревожность, а также анализ экспрессии генов в мозге и T-хелперах с помощью ДНК-микрочипов.

В поведенческих тестах животные подтвердили симптомы тревожности и обсессивно-компульсивного поведения: они активнее прятали шарики в опилки (p < 0,0001), проводили больше времени в темном отсеке, если камера состояла из освещенной и темной частей (p < 0,001), и проявляли сниженную вертикальную подвижность (p < 0,01). В мозге трансгенных животных была повышена экспрессия некоторых генов, связанных с тревожностью.

Среди генов, активность которых была повышена в T-хелперах трансгенных мышей, был участок, кодирующий небольшой (около 21 килодальтона) белок. Ученые предположили, что именно он ответственен за связь тревожности и гиперфункции иммунной системы, и назвали его Immuno-moodulin, или Imood («mood» переводится с английского как настроение, а приставка «immuno» отражает связь вещества с иммунитетом). Белок синтезировали рекомбинантным путем и ввели мышам дикого типа, а антитела к нему — трансгенным по аннексину A1 животным, а затем провели тесты на тревожность.

Наконец, экспрессию гена Imood оценили в образцах иммунных клеток 23 пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством и 20 здоровых добровольцев.

Мыши, которым вводили Imood, проводили значительно меньше времени в освещенном отсеке темно-светлой камеры, а инъекция антител к белку снижала тревожное поведение (p < 0,001). У пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством экспрессия гена Imood была примерно в шесть раз выше, чем у здоровых людей (p < 0,0001). Авторы работы предполагают, что Imood может стать удобным маркером риска психических расстройств при аутоиммунных заболеваниях, а иммунотерапию можно сочетать с антителами к этому белку, тогда улучшение физического здоровья не будут сопровождать симптомы тревожности.

Об аутоиммунных заболеваниях, истории их открытия, симптомах и причинах, читайте в нашем материале «Это аутоиммунное».

Возникающий во время беременности диабет связали с повышенным риском смерти