В феврале спутник MEV-1 состыковался со спутником Intelsat 901, находившемся на орбите захоронения из-за исчерпания запасов топлива. Northrop Grumman и Intelsat объявили, что MEV-1 успешно переместил Intelsat 901 в новую точку на геостационарной орбите, после чего он продолжит работать на протяжении еще пяти лет.
Как правило, спутники оснащаются собственными двигателями, которые позволяют им либо поддерживать стабильное положение на орбите, либо менять его, если того требуют задачи миссии. В большинстве случаев спутники завершают свою работу именно из-за нехватки топлива для маневрирования, хотя основные инструменты остаются в рабочем состоянии.
Поскольку создание нового спутника и вывод его на орбиту требуют больших ресурсов, инженеры давно работают над концепцией продления жизни аппаратов в космосе. Самый очевидный способ продлить жизнь аппарата, исчерпавшего запас топлива — пополнить топливные баки. Однако находящиеся сегодня на орбите спутники не приспособлены для закачки новых порций топлива и эту концепцию можно применить только к будущим аппаратам. Поэтому единственный реально применимый на сегодняшний день метод — это механический захват спутника, после которого второй аппарат по сути выполняет работу двигателей первого.
MEV-1 (Mission Extension Vehicle) работает именно таким образом. Он был запущен в октябре 2019 года, а в феврале приступил к основному этапу миссии. Для этого он приблизился к Intelsat 901 и состыковался с ним, вставив в сопло двигателя этого аппарата стержень с фиксатором. После этого управление связкой аппаратов было передано MEV-1.
После анализа данных о поведении аппаратов специалисты приступили к возврату Intelsat 901 в строй. Изначально до ухода на орбиту захоронения он располагался на геостационарной орбите с координатой 67,5 градуса западной долготы, но теперь MEV-1 переместил его на новое место с координатой 27,5 градуса западной долготы. Кроме того, он уменьшил наклонение орбиты на 1,6 градуса. 2 апреля Intelsat ввел спутник обратно в строй и сделал его доступным для клиентов.
По условиям контракта MEV-1 будет обслуживать спутник на протяжении пяти лет, а затем снова уведет его на орбиту захоронения. Предполагается, что после того, как MEV-1 освободится, его отправят обслуживать другой аппарат, но пока заказчик не определен.
Известно, что Intelsat уже подписала контракт на вторую подобную миссию, которая должна начаться позже в 2020 году. На этот раз аналогичный аппарат от Northrop Grumman будет перемещать спутник Intelsat 1002, запущенный в 2004 году.
Помимо обслуживания спутников в космосе есть и проекты по своду с орбиты списанных аппаратов и прочего космического мусора. В 2018 и 2019 годах британский спутник RemoveDEBRIS протестировал захват таких объектов на орбите с помощью сети и гарпуна. А в 2023 году должен пройти первый из двух этапов японской программы, в рамках которой спутник сведет с орбиты отработавшую ступень ракеты.
Григорий Копиев
Она должна защитить стартовую площадку от разрушений
В пятницу 28 июля компания SpaceX провела первые полноценные испытания системы распыления воды на стартовой площадке космодрома Starbase в штате Техас, сообщает издание Space.com. Система состоит из установленной под стартовым столом стальной пластины со множеством отверстий, через которые во все стороны распыляется большой объем воды. Она призвана защитить стартовую инфраструктуру от сильных разрушений во время предстоящего второго запуска ракеты Starship.