Российский прибор на борту «БепиКоломбо» зарегистрировал гамма-излучение от Земли

Научные приборы PHEBUS и MGNS, разработанные при участии российских ученых и установленные на европейско-японской межпланетной станции «БепиКоломбо», успешно провели наблюдения за геокороной Земли и зарегистрировали гамма-излучение от нашей планеты в ходе гравитационного маневра. Это было необходимо для калибровки приборов, которые в дальнейшем будут исследовать Меркурий, сообщается на сайте ИКИ РАН.

Старт «БепиКоломбо» состоялся 20 октября 2018 года, когда в космос отправились два научных орбитальных зонда: европейский MPO (Mercury Planetary Orbiter) и японский MMO (Mercury Magnetospheric Orbiter), а также перелетный модуль, который доставит зонды к Меркурию. Прибытие к ближайшей к Солнцу планете запланировано на декабрь 2025 года, после чего зонды выйдут на разные полярные орбиты и начнут научную программу, рассчитанную минимум на год.

10 апреля 2020 года «БепиКоломбо» успешно совершил свой первый из девяти (и единственный вблизи Земли) гравитационный маневр, пролетев на минимальном расстоянии в 12700 километров от планеты. Это позволило снизить его скорость примерно на пять километров в секунду и перевело станцию на более низкую гелиоцентрическую орбиту, не тратя лишнее топливо — двигаясь по этой орбите аппараты доберутся до Венеры, а затем и до Меркурия.

Во время маневра камеры и большинство научных приборов на борту зондов были включены и собирали данные, которые затем будут использоваться для их калибровки. Российский гамма- и нейтронный спектрометр MGNS, который предназначен для поиска залежей водяного льда и исследования химического состава поверхности Меркурия, смог зарегистрировать гамма-излучение от Земли. «Провал» в данных свидетельствует о временном отключении датчиков во время разворота станции, пологий пик соответствует моменту максимального сближения с планетой, а второй, более острый всплеск излучения говорит о пересечении аппаратами радиационного пояса земной магнитосферы.

Ультрафиолетовый спектрометр PHEBUS, который был разработан при участии России и предназначен для изучения состава и динамики меркурианской экзосферы, также успешно отработал в ходе маневра и получил данные о земной геокороне, которая состоит, в основном, из атомарного водорода.

В задачи «БепиКоломбо» входит картографирование и изучение поверхности Меркурия, структуры его магнитного поля и магнитосферы, внутренней структуры и состава, а также тектоники, вулканизма и разреженной остаточной атмосферы. Кроме того, будут проведены проверки Общей теории относительности путем точных измерений положений аппаратов на орбитах. Всего на борту обоих зондов установлены 16 научных приборов, включая четыре прибора, разработанных частично или полностью Институтом космических исследований РАН.

О том, какие тайны Меркурия должен раскрыть «БепиКоломбо», можно узнать в нашем материале «На Меркурий за водой».

Falcon Heavy запустила в космос рекордно тяжелый коммерческий спутник