Морские животные не стали есть куски пластика больше одной двадцатой собственного тела

Ученые из Уэльса установили связь максимального размера кусков пластикового мусора, который проглатывают водные животные, с размером их тела. В целом рыбы и другие морские животные склонны поглощать фрагменты пластика длиной до одной двадцатой их тела в длину. Эти данные помогут в количественной оценке ущерба, который наносит океану загрязнение отходами цивилизации. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Последние десятилетия экологи активно изучают загрязнение мирового океана и его последствия. Особое внимание в этих исследованиях сфокусировано на пластиковом мусоре, поскольку большинство видов пластмасс разлагается в течение десятилетий. Около 700 видов морских животных по разным причинам поедают пластик — например, черепахи чуют в нем еду.

Ученые опасаются, что несмотря на то, что небольшие дозы пластмассы могут не нести фатальных последствий для здоровья отдельных животных, они все равно могут повлиять на круговорот питательных веществ в масштабах вида и экосистемы. Для того, чтобы можно было построить модель этих потенциальных изменений, частоту поглощения пластика необходимо измерить количественно. На данный момент эти измерения основаны, в первую очередь, на карте распределения мусора по океану.

Ифан Джамс (Ifan B. Jâms) и его коллеги из Кардиффского университета решили усовершенствовать эту систему оценки. Они решили выяснить, как соотносятся размер животного с размером пластика, который оно ест. Для этого они провели аутопсию более чем двух тысяч особей, в первую очередь рыб, а также морских млекопитающих, беспозвоночных и рептилий (75, 9, 11 и 5 процентов соответственно). Исследователи сосредоточились на животных, обитающих на глубине до четырех километров.

На основании описанного содержания кишечников животных ученые построили график, который соотносит максимальные размеры обнаруженных частиц пластика с длиной тела животных. Выяснилось, что они примерно соотносятся как один к двадцати, то есть рыба длиной один метр склонна игнорировать куски крупнее пяти сантиметров.

Новые данные позволяют скорректировать карты поражения животных пластиком, поскольку для каждого отдельного вида можно при расчетах отбросить ту часть мусора, которую он не ест. Например, две карты ниже показывают разницу в оценке масштаба загрязнения пластиком для зоопланктона. Для него, по новой методике, концентрация опасного мусора оказалась ниже.

Развитие техники и морского хозяйства в последнюю сотню лет нанесло значительный урон биосфере океана. Например, недавно выяснилось, что гул кораблей мешает крабам защищаться от хищников, многие виды черепах оказались на грани вымирания, а глобальное потепление, скорее всего, приведет к сокращению морской биомассы на семнадцать процентов.

Василий Зайцев