Кошачья музыка успокоила кошек лучше классической человеческой

Снизить стресс кошкам во время осмотра в ветеринарной клинике можно с помощью специально записанной для них музыки со звуками урчания и кормления котят. Это выяснили американские ученые, которые включали 21 кошке либо кошачью музыку, либо классическую, либо не включали ничего. Субъективные поведенческие показатели стресса в первом случае у животных снизились, пишут ученые в Journal of Feline Medicine and Surgery.

Один из важных эффектов музыки — изменение психологического состояния того, кто ее слушает. Именно поэтому различные мелодии часто используют, к примеру, в психотерапии, а проведенный пару лет назад метаанализ даже показал, что музыка может снизить тревожность и уменьшить боли у хирургических пациентов после операции.

Интересно, что успокаивающий эффект музыки успешно тестируют не только на людях, но и на животных: классическая музыка, к примеру, снижает стресс у собак, живущих в приютах, а также у кошек во время посещения ветеринарных клиник. При этом предполагается, что эффективнее в снижении стресса у животных может быть не человеческая музыка, а мелодии, которые созданы специально для других видов, с учетом, к примеру, диапазона воспринимаемой ими частоты звука и особенностей естественной коммуникации. Так, например, Дэвид Тэйе (David Teie) из Мэрилендского университета в 2015 году записал несколько композиций, в которых использовал кошачьи звуки и мелодии в диапазоне их вокализации (от 55 до 200 герц): с помощью небольшого исследования он показал, что кошки в действительности предпочитают такую музыку человеческой.

Аманда Хэмптон (Amanda Hampton) из Университета штата Луизиана и ее коллеги использовали одну из композиций Тэйе, чтобы проверить, как меняется уровень стресса кошек в ответ на кошачью и человеческую музыку. В их исследовании приняла участие 21 кошка: все они должны были пройти три осмотра у ветеринара с разницей в две недели каждый. В каждый из осмотров кошкам в случайном порядке включали либо классическую музыку («Элегию» Габриэля Форе), либо кошачью музыку («Арию Скутера Бира» Дэвида Тэйе), либо не включали ничего.

До, во время и после каждого осмотра исследователи измеряли уровень стресса животных с помощью специального поведенческого опросника и оценки их реакции на находящегося рядом человека, а в качестве физиологического показателя стресса ученые использовали отношение нейтрофилов к лимфоцитам в крови.

Показатели стресса и реакция на человека у кошек не отличалась перед началом осмотра, а вот во время осмотра и тот, и другой показатель был ниже у кошек, которые слушали кошачью музыку, по сравнению с теми животными, которым включали классическую музыку или не включали ничего. На физиологические показатели стресса музыка не влияла. Интересно, что у кошек, которые слушали кошачью музыку, стресс также был значительно более снижен и после окончания осмотра — когда музыку выключили.

Исследователи, таким образом, подтвердили, что кошки в действительности более охотно отвечают на специально созданную для них музыку: по-видимому, звуки урчания и кормления котят, которые использовались на записи, действуют на кошек успокаивающе. Что касается физиологических показателей, то ученые отмечают, что отношение уровня нейтрофилов к лимфоцитам в ответ на стресс резко повышается в ответ на стрессовую ситуацию и приходит в норму только через несколько часов: скорее всего физиологический стресс был вызван перевозкой кошки в ветеринарную клинику, и его уровень не успел упасть за 20 минут осмотра с использованием музыки. Именно поэтому ученые настаивают на том, чтобы в другом исследовании заново измерить эти показатели — возможно, через определенное время.

Вообще, самая любимая в редакции новость про животных, слушающих музыку, — об исследовании 2018 года, в котором изучалось слуховое восприятие крокодилов. В нем животным, которых положили в МРТ, включали «Брандербургский концерт» Баха.

Двум третям видов шмелей в Европе предрекли угрозу исчезновения через 40 лет