Япония одобрила миссию по доставке грунта с Фобоса

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) утвердило миссию Martian Moons eXploration (MMX) по забору грунта со спутника Марса Фобоса. Теперь инженеры агентства начнут разработку аппаратов и планирование миссии. Ожидается, что аппараты отправятся к Марсу в 2024 году, а доставочный модуль с образцами грунта вернется на Землю в 2029 году.

У Марса есть два спутника — Фобос и Деймос. Оба спутника имеют неправильную форму и небольшие размеры: максимальный размер составляет 15 километров у Деймоса и 26,8 километров у Фобоса. Долгое время основная теория образования спутников Марса подразумевала, что оба тела — это бывшие астероиды, захваченные планетой. Однако исследования последних лет все больше смещают консенсус к другой теории, объясняющей появление Фобоса и Деймоса столкновением Марса с карликовой планетой. Более того, одна из моделей позволяет предположить, что изначально после столкновения у Марса было три крупных спутника, но затем самый массивный из них упал на планету.

Основная цель миссии MMX заключается в том, чтобы привезти на Землю грунт с Фобоса, анализ которого позволит выяснить, действительно ли спутник образовался из вещества, выброшенного во время столкновения Марса с массивным объектом. Миссия будет иметь модульное строение и состоять из двух основных частей: перелетного двигательного модуля и посадочно-возвратного модуля.

В миссии будет использовано 11 научных инструментов, из которых четыре предоставят агентства-партнеры: NASA, ESA, CNES (Франция) и DLR (Германия). Немецкий центр авиации и космонавтики (DLR) предоставит проекту небольшой планетоход, который после посадки спустится на поверхность Фобоса. NASA отвечает за создание нейтронного и гамма-спектрометра для анализа грунта, CNES готовит инфракрасный спектрометр. ESA поддержит миссию своей системой передачи данных.

Аппарат для забора грунта будет основан на успешно проверенном инструменте с «Хаябусы-2», которая сейчас возвращается на Землю с образцами грунта астероида Рюгу. Он заберет примерно 10 граммов грунта и изолирует их в капсуле для возврата на Землю.

Ожидается, что миссия прибудет к Марсу в 2025 году, и сначала будет находиться на орбите планеты. Затем она приступит к исследованию спутников, причем Деймос также будет изучаться аппаратом, но не с посадкой, а с пролетной траектории. В 2028 году возвратный модуль полетит к Земле, а в 2029 году капсула с грунтом Фобоса должна вернуться за Землю.

В 2011 году Россия запустила похожую миссию «Фобос-Грунт», однако еще на околоземной орбите она столкнулась с отказом бортового компьютера, из-за чего миссия провалилась. Позднее «Роскосмос» запланировал новую миссию с доставкой грунта с Фобоса, которая так же была намечена на 2024 год. Однако главный научный сотрудник Института космических исследований Александр Захаров, один из разработчиков советских миссий «Фобос-1», «Фобос-2» и проекта «Фобос-грунт», рассказал N+1, что пока миссия находится на раннем этапе и работы по ней отложены до 2024 года.

Опубликовано видео выкатки индийского лунохода на Луну