Уральский завод гражданской авиации разрабатывает проект доставки посылок между городами с помощью беспилотников самолетного типа, сообщает РБК со ссылкой на презентацию проекта. Изначально тестовая эксплуатация должна начаться в Свердловской области в 2022 году, а позднее ее могут расширить на другие регионы.
На сегодняшний день средние и большие беспилотные летательные аппараты в основном применяются в военных целях, в том числе для разведки и нанесения ударов. Однако в последние годы беспилотники, особенно малые, пытаются применять для доставки грузов. Чаще всего в них применяются небольшие мультикоптеры с вертикальным взлетом и посадкой, а зона действия охватывает небольшой жилой район. Например, такие сервисы в Австралии, Финляндии и США сейчас развертывает Wing.
Российский проект беспилотной доставки будет иметь другой формат. Уральский завод гражданской авиации планирует развернуть тестовый сервис доставки посылок между транспортными узлами на Урале. На первом этапе предполагается, что в проекте будут участвовать аэродромы, расположенные рядом с Екатеринбургом, Нижним Тагилом и Серовым. Если тестирование будет признано успешным, его могут расширить на другие части Урала и Сибири, а также включить в него более крупную авиацию. РБК отмечает, что пока УЗГА не нашел полное финансирование на проект.
По данным издания беспилотники этого типа уже проходят тестирование. Их грузоподъемность составляет 20 килограммов, а дальность полета — 1200 километров. Публично о беспилотнике Уральского завода гражданской авиации с такими параметрами неизвестно, однако у предприятия есть другой проект «Альтиус», в рамках которого создан беспилотник самолетного типа. Его дальность полета составляет до десяти тысяч километров, а масса полезной нагрузки — две тонны. Недавно летный образец «Альтиус-У» прошел испытания, после чего Министерство обороны поручило создание на базе этой машины полноценного разведывательно-ударного беспилотника, нацеленного на реальную эксплуатацию в войсках.
УЗГА предполагает, что беспилотники смогут использоваться для доставки посылок «Почты России», однако ее представители заявили, что пока не дали согласия. У «Почты России» есть свой проект беспилотной доставки, однако его презентация в апреле 2018 года закончилась неудачей: после взлета дрон врезался в стену.
Григорий Копиев
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.