Испытания беспилотного летательного аппарата «Почты России», намеченные на 2 апреля 2018 года, провалились. Как сообщает телеканал «Ариг Ус», во время испытаний дрон с посылкой массой два килограмма должен был взлететь с площади перед почтовым отделением в 105-м микрорайоне Улан-Удэ в Бурятии и отвести груз в село Нижний Саянтуй в 16 километрах. Однако вскоре после взлета беспилотник разбился о стену одного из домов рядом с местом старта.
В середине февраля 2018 года на Инвестиционном форуме в Сочи глава Бурятии Алексей Цыденов и генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов договорились о проведении испытаний почтовых дронов в республике. Планировалось, что с помощью беспилотников будут проведены несколько доставок посылок. В будущем почтовые дроны должны были стать стандартным инструментом доставки посылок в труднодоступные районы России.
Для первой почтовой доставки, запланированной на 2 апреля текущего года, был приобретен гексакоптер стоимостью 1,2 миллиона рублей. Подробности о технических характеристиках аппарата не раскрываются. По словам Цыденова, 1 апреля специалисты провели пробный полет беспилотника в Нижний Саянтуй. Аппарат успешно долетел до точки назначения, приземлился, а затем вернулся обратно. При этом скорость бокового ветра составляла 16 метров в секунду.
Во время первой запланированной доставки посылки дрон взлетел с грузом, выполнил один круг над точкой взлета после чего резко снизился и врезался в стену одного из домов. Судя по фотографиям, опубликованным «Ариг Ус», аппарат восстановлению не подлежит. По словам Цыденова, одной из причин провальных испытаний мог стать перенос места старта — его изменили по просьбе телеканалов ради «хорошей картинки». Кроме того, глава Бурятии отметил, что причиной аварии могли стать и точки сети Wi-Fi, вещающие в домах вокруг места старта (всего 103 точки).
Многие современные беспилотники принимают управляющие команды и ведут обмен данным с пультом оператора на частоте 2,4 гигагерца. На этой же частоте ведут вещание многие роутеры стандарта Wi-Fi и устройства Bluetooth. При этом большинство дронов не имеют защиты от помех на канале управления. Появление серьезных помех, препятствующих надежному прохождению управляющих команд, не должно приводить к аварии дрона — такой сценарий рассматривается как потеря связи, при которой многие аппараты просто прекратят полет и сядут.
Сегодня многие компании рассматривают возможность использования дронов для доставки посылок и покупок. Так, опытная эксплуатация почтовых аппаратов сегодня ведется в Сингапуре. Французская же почтовая компания DPDgroup, «дочка» национальной почтовой службы La Poste, с декабря 2016 года официально использует доставку посылок компаниям в департаменте Вар на юго-востоке Франции. Компания использует гексакоптер для перевозки почты по 15-километровому маршруту.
Василий Сычёв
Чистка панелей без воды в перспективе поможет снизить затраты на обслуживание солнечных электростанций
Итальянская компания Reiwa Engine совместно с компанией Enel Green Power, занимающейся производством энергии из возобновляемых источников, разработала робота Sandstorm для сухой очистки панелей солнечных батарей, сообщает New Atlas. Он способен перемещаться по ряду солнечных панелей, даже если они установлены неровно, и преодолевает между ними промежутки до 50 сантиметров. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Песок, грязь и пыль со временем покрывают поверхность панелей солнечных батарей, чем существенно снижают их эффективность. Особенно это актуально для засушливой пустынной местности, которая из-за обилия солнечных дней в году хорошо подходит для строительства крупных солнечных электростанций. С учетом быстрого развития солнечной энергетики можно ожидать стремительного роста их количества, а это значит, что для решения проблемы очистки загрязненных панелей со временем будет требоваться все больше трудозатрат и ценных ресурсов, таких как вода, которую сегодня обычно используют для мытья панелей. Сицилийский технологический стартап Reiwa Engine совместно с энергетической компанией Enel Green Power разработал робота Sandstorm. Он предназначен для автономной сухой очистки солнечных панелей с помощью щеток. Для робота не требуется идеально ровной установки солнечных панелей, так как он способен преодолевать разницу в высоте и промежутки между панелями до 50 сантиметров (разработчики не уточняют, как именно это происходит). После окончания чистки или при низком заряде батареи Sandstorm самостоятельно возвращается к док-станции для подзарядки. Прототип сперва протестировали в лаборатории компании Enel Green Power, а затем на мегаваттной секции солнечной электростанции в муниципалитете Тотана в Испании. В результате компания заключила контракт на поставку 150 роботов для работы на двух испанских солнечных электростанциях Totana и Las Corchas, суммарная мощность которых составляет 135 Мегаватт. Необычный способ бороться с загрязнениями на поверхности солнечных батарей предложила компания Tesla, которая запатентовала метод очистки с помощью лазерных лучей. Авторы патента предлагают подбирать параметры лазерных импульсов так, чтобы они не проникали через слой стекла и не представляли опасности для электроники.